Технология по упрочнению и улучшению геометрии электросварных труб большого диаметра
Назначение. Технология предназначена для локальной термомеханической обработки сварных швов на трубах большого диаметра с целью повышения их прочности и обеспечения возможности применения двух шовных электросварных труб производства Харцызского трубного завода для нефте- и газопроводных магистралей.
Применение. В результате локальной термомеханической обработки, основанной на использовании процесса горячей прокатки, могут быть получены электросварные трубы большого диаметра не имеющие усилений сварных швов и практически эквивалентными по периметру структурами, а также показателями твердости и механических свойств.
Потребители. Харцызский трубный завод и другие трубные предприятия.
Описание. Процесс локальной термомеханической обработки электросварных труб большого диаметра представляет собой следующую технологическую последовательность отдельных операций: 1) локальный индукционный нагрев или подогрев участков сварных швов обрабатываемой трубы до температур горячей прокатки; 2) непосредственно горячая прокатка сварных швов с абсолютным обжатием, равным суммарной высоте внутренних и наружных усилений, то есть горячая прокатка до конечной толщины сварного шва соответствующей толщине стенки на основных участках обрабатываемой трубы; 3) термическая обработка и контроль качества участка горячекатаного сварного шва.
Достоинства. Использование указанного процесса позволяет: перейти от литой крупнозернистой к деформированной мелкозернистой структуре сварного шва; повысить уровни механических свойств металла сварного шва, максимально приблизить их к аналогичным показателям металла основных участков, при прочих равных условиях характеристики ударной вязкости сварного шва были увеличены в 1,6…2,0 раза, что является одним из основных факторов при производстве электросварных труб в северном исполнении; снизить за счет создания дополнительных напряжений и деформаций сжатия количество внутренних и внешних дефектов сплошности, полученных в рамках предыдущего процесса сварки; полностью исключить наличие внутренних и наружных усилений сварных швов, максимально снизив при этом сопротивление перемещению транспортируемой среды; повысить степень цилиндричности участков сварных швов за счет дополнительных упругопластических деформаций на требуемую величину радиуса, имеющих место при горячей прокатке в калиброванных рабочих валках.
Стадия разработки. Переход к рассмотренной технологической схеме является возможным в рамках действующих агрегатов путем установки дополнительных систем локального нагрева, специализированной прокатной клети и вспомогательных механизмов по транспортировке обрабатываемых электросварных труб большого диаметра. Имеется вся документация и расчетные методики.
Форма реализации. Разработка технологии и оборудования для конкретных участков, оказание технической помощи при внедрении процесса.