ГАЗЕТА ДОНБАССКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОЙ АКАДЕМИИ

Логотип Официально
Поздравляем стипендиатов!

Отличная учеба требует...

Утвержден состав апелляционных комиссий

В состав комиссий вошли...

Почтовый ящик: проблемы, суждения

Студенты ускоренной формы обучения, которые...

Кафедре гуманитарного образования - 20 лет!

В 1990 году внедрение системы...


События
Л.В. Белевцов: "Нужно ставить большие цели!"

Кафедра прикладной математики поздравляет...



Поздравляем с юбилеем!

Каждого студента и сотрудника...



"Альманах муз": второй номер

30 января в музее ДГМА состоялась...



Дебатные бои

5-6 февраля в Мариуполе...



Чемпионы по мини-футболу

30 января в Дружковке...



На Ученом совете

На январском заседании Ученого совета Академии большинство вопросов были посвящены подведению итогов работы в предыдущем году и формированию планов на будущее. С докладом по основному вопросу «Итоги работы Академии, кафедр и факультетов в 2009 году и основные задачи на 2010 год» выступил первый проректор, доцент Фесенко А.Н.

Одним из основных показателей деятельности вуза является кадровый вопрос, с которого и начал Анатолий Николаевич. Хотя за последние 4 года наблюдается рост численности преподавателей со степенями и званиями, темпы этого роста не отвечают потребностям Академии. Недостаточно преподавателей с учеными степенями на кафедрах физвоспитания, иностранных языков, прикладной математики, высшей математики, графики. Остро кадровый вопрос стоит на выпускающих кафедрах: учета и аудита, компьютерных информационных технологий, электромеханических систем, сварочного производства, финансов, менеджмента.

Основная работа по повышению качества кадрового состава проводится через аспирантуру, докторантуру и соискательство. За год защищены 22 кандидатские и 2 докторские диссертации. Хотя показатель по защитам и неплохой – он лучше, чем в предыдущие годы, но все же план защит не выполнен. Кроме того, кафедрам необходимо четко спланировать работу и оказать всяческое содействие в получении ученых званий молодыми остепененными преподавателями.

В 2009 году, как и в предыдущие годы, на кафедрах и факультетах проводилась большая работа по улучшению организации учебного процесса, обеспечению ритмичности работы студентов, недопущению падения успеваемости и уровня подготовки, несмотря на постоянно ухудшающееся качество подготовки абитуриентов, которые приходят учиться в Академию.

Контроль посещаемости занятий студентами в осеннем триместре 2009/10 уч. года, а также анализ журналов академических групп показал, что общие пропуски на одного студента составляют 6,9 %, а без уважительных причин – 4,8 %, от общего времени аудиторных занятий. Аналогичные показатели осеннего триместра прошлого учебного года составляют 5,9 % и 4,0 %. К сожалению, на кафедрах и факультетах, в отдельных студенческих группах не созданы условия нетерпимости к прогульщикам, условия, при которых такие нерадивые студенты чувствовали бы себя весьма неуютно.

По итогам зимней сессии 2008/2009 учебного года на МФ и ЭГФ успеваемость повысилась. На ФТМ, ФПиМОД и ФАМИТ – снизилась по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Качественный показатель либо почти не изменился (ФАМИТ, ФПиМОД), либо (МФ, ФТМ, ЭГФ) – незначительно возрос. Для летних сессий характерны более высокая абсолютная успеваемость и качественный показатель. Положительную роль в этом сыграло введение повторного изучения дисциплин, по которым студенты испытывают затруднения. В целом по Академии на повторное изучение учебных дисциплин направлялись: в зимнем триместре 10,7 %, в осеннем триместре 8,6 % студентов. Применение системы повторного изучения дисциплин позволяет студентам освоить сложные дисциплины на приемлемом уровне.

В результате проводимой кафедрами и факультетами работы с отстающими студентами, принятия превентивных мер, общий отсев студентов в целом по Академии сократился на 2,3 %. По факультетам – на МФ, ФПиМОД наблюдается незначительное снижение общего отсева, на остальных факультетах – рост. На первом курсе максимальный процент отчислений – на ФПиМОД (24,2 %), и наблюдается рост отчислений первокурсников по сравнению с предыдущим годом на всех факультетах Академии. Это свидетельствует о понижении уровня подготовки абитуриентов, поступающих на первый курс, и необходимости усиления работы со студентами-первокурсниками, а также поиск новых, более эффективных форм и методов такой работы.

На кафедрах факультетов установилась определенная система руководства курсовыми и дипломными проектами, которая является основой реализации Положения о курсовом и дипломном проектировании в ДГМА, разработанного секцией дипломного проектирования методического совета ДГМА. Тематика курсовых и дипломных проектов в основном формируется по представлению предприятий.

Государственная экзаменационная комиссия ежегодно отмечает высокий уровень выполнения магистерских работ. Практически все работы являются научно-исследовательскими.

Регулярно проводятся конкурсы научно-исследовательских работ студентов, курсовых и дипломных проектов. Лучшие работы направляются на всеукраинские конкурсы. Большинство результатов, выполненных магистрантами, опубликовано в научных журналах, а также по ним сделаны доклады на конференциях разного уровня.

Для дальнейшего совершенствования подготовки магистерских работ требуется обновление лабораторной исследовательской базы. Кроме того, необходимо обеспечить защиты магистерских работ на предприятиях с привлечением ведущих специалистов и инженеров-практиков. Тематика дипломных проектов не всегда соответствует тематике курсовых проектов, что затрудняет выполнение дипломных проектов.

Необходимо уделять больше внимания разработке комплексных дипломных проектов широкого профиля, при выполнении которых могли бы принимать участие 8-10 студентов.

В связи с прошедшей в прошлом году аккредитацией, кафедрами проведена большая работа по корректировке программ, пополнению методических комплексов дисциплин. Большая работа проведена по методобеспечению консультационных центров, в том числе переданы все методразработки в электронном виде.

В 2009 году план издания методических пособий и указаний в два раза меньше, чем в предыдущем, 2008 году. Тем не менее, план издания 2009 года не выполнен ни одним факультетом. Уменьшилось почти в 2 раза количество подготовленных пособий с грифом МОНУ. Сократилось издание методических разработок на украинском языке.

Ученым советом определены меры по совершенствованию учебно-методической работы:

- необходимо оптимизировать учебные планы подготовки бакалавров, специалистов и магистров, переработать рабочие программы дисциплин с учетом современных достижений науки и техники, оригинальных разработок кафедр, а также запросов предприятий, выполнять принятые положения по организации учебного процесса, триместрового и индивидуального планов учебы;

- выпускающим кафедрам необходимо работать со студентами 1-3 курсов по разъяснению преимуществ специальности, перспектив последующего трудоустройства с целью мотивации систематического изучения материалов учебных дисциплин;

- роль кураторов и выпускающих кафедр должна быть определяющей при планировании траекторий подготовки студентов с учетом будущего места их работы;

- советам специальностей и УВК факультета необходимо провести действенные мероприятия по выявлению и ликвидации причин низкой успеваемости студентов по отдельным дисциплинам учебного плана;

- совершенствовать методическое обеспечение дисциплин свободного выбора студентов, а также создавать и разрабатывать оригинальные электронные учебники, методические пособия, средства контроля знаний студентов, расширять применение инновационных технологий обучения;

- разработать меры по повышению успеваемости и снижению отсева на младших курсах, в первую очередь основанные на повышении качества планирования и контроля аудиторной и самостоятельной работы студентов, качества учебных занятий и консультаций на кафедрах, совершенствовать работу УВК и кураторов;

- повысить качество курсового и дипломного проектирования в направлении внедрения сквозной подготовки и внедрения результатов в производство;

- продолжить работу по обновлению и совершенствованию лабораторной базы кафедр;

- завершить работу по расширению лицензионного поля подготовки магистров по специальностям, аккредитованым по четвертому уровню;

- расширять международные связи с фирмами-производителями оборудования с целью установки образцов этой техники в лабораториях кафедр, а также создания совместных лабораторно-выставочных полигонов новой техники;

- обеспечить создание электронных дисков по специальностям Академии и сайтов кафедр.

В совершенствовании учебного процесса большую помощь окажет дальнейшее совершенствование внедряемых информационных технологий. Поэтому Советом намечено в ближайшее время завершить разработку и внедрение АСУ Академии, создать и наполнить новый сайт Академии, создать сеть в общежитиях № 2 и № 3 с выходом в Интернет, а также расширить компьютерный эксперимент и моделирование процессов на лабораторных практикумах, практических и самостоятельных занятиях.

В области научной работы Совет отметил, что в 2009 году учеными Академии выполнялись 32 научно-исследовательские работы, из них 13 госбюджетных НИР, которые прошли конкурсный отбор в экспертных советах МОНУ и признаны перспективными, из них 6 работ являются фундаментальными, 7 – прикладными; 1 работа финансировалась Государственным Фондом фундаментальных исследований и 39 работ выполнялись по хоздоговорам.

Высокий уровень разработок Академии, их новизна подтверждаются публикациями в ведущих зарубежных и отечественных изданиях, профессиональных изданиях Украины, патентами на изобретения и полезные модели, приглашениями научных работников Академии к участию с докладами в престижных международных симпозиумах, конференциях, семинарах и т. д. Издано 13 монографий и 13 сборников научных трудов.

Высока изобретательская активность научных работников и студентов. За год получено 80 положительных решений и патентов.

По результатам участия в олимпиадах 20 студентов получили дипломы победителей.

В прошедшем году 40 научных работ студентов Академии были направлены в базовые вузы для участия в конкурсах. Дипломами награждены 15 работ. А всего студентами Академии за год получено 50 наград.

Вместе с тем, Совет отметил ряд недостатков, касающихся объемов хоздоговорной тематики, малой активности при внедрении результатов работ, малого числа публикаций в журналах с импакт-фактором.

С целью совершенствования научной деятельности необходимо:

- повысить эффективность научных работ на кафедрах;

- организовать дни науки кафедр, смотры научной деятельности;

- совершенствовать организацию НИРС;

- повышать эффективность работы магистратуры и аспирантуры;

- расширять международное сотрудничество, в том числе с целью получения международных грантов.

В течение 2009 года коллективами кафедр и факультетов выполняются большие объемы профориетационной работы. Обновлены договоры о сотрудничестве с городскими отделами образования 25 городов региона. С рядом школ области заключены договоры о создании комплексов «школа-вуз». Работают подготовительные курсы во многих городах области.

Но, несмотря на большую работу, проведенную кафедрами и факультетами, в 2009 году сократился прием в Академию. Поэтому в этом году кафедры и факультеты обязаны сделать все, чтобы максимально укомплектовать студентами все специальности Академии.

Основными задачами кафедр и факультетов в плане профориентационной работы являются:

- организация эффективной работы подготовительных курсов ДГМА. Формирование групп ускоренных подготовительных курсов. Проведение со слушателями подготовительных курсов и их родителями агитационной работы по разъяснению преимуществ обучения в ДГМА;

- формирование позитивного имиджа ДГМА;

- организация досрочных испытаний для выпускников вузов І–ІІ уровня аккредитации;

- проведение предварительного приема документов у будущих абитуриентов;

- обеспечить системную и постоянную работу руководства кафедр и факультетов с руководством школ, ГОРОО и предприятиями региона;

- привлечь к профориентационной работе наибольшее число профессоров и ведущих преподавателей факультета, постоянно проводя анализ результативности этой работы на каждом этапе;

- на каждом заседании кафедр заслушивать отчеты ответственных по базам агитаций.

В истекшем году Академия обеспечила местами работы не только выпускников-бюджетников, но и студентов, обучающихся по контрактам. Трудоустроено 98,9 % выпускников (в 2008 – 97,7 %). Причем, значительная часть выпускников распределена на крупные промышленные предприятия.

Право свободного трудоустройства получили 7 выпускников – из стран ближнего зарубежья и в связи с рождением ребенка. В целом по Академии имеют место и неудовлетворенные заявки предприятий на молодых специалистов из-за нехватки выпускников.

Воспитательная работа на факультетах и кафедрах проводилась согласно планам, утвержденным деканами факультетов. В течение года велась работа по формированию корпоративной культуры; работа со студенческим самоуправлением; культурно-массовая работа; работа по организации здорового образа жизни студентов; работа по предотвращению и профилактике правонарушений среди студентов; работа по совершенствованию психолого-педагогической адаптации студентов; работа со студентами факультетов, проживающими в общежитии; работа с кураторами академических групп и кураторами в академических группах. Большую помощь оказывает студенческое самоуправление.

Ученым Советом определены основные задачи в воспитательной работе на 2010 год и пути их решения:

- эффективное использование гибкой системы стимулирования, поощрений и порицаний в воспитательном процессе;

- включение показателей участия профессорско-преподавательского состава в воспитании студентов в оценку их деятельности;

- повышение квалификации организаторов воспитательной работы путем проведения программы школы-семинара «Роль куратора в организации воспитательной работы в вузе»;

- при участии кафедры гуманитарного образования внедрить программу «Академия самоуправления», которая должна включать организацию и проведение психологических тренингов: для старост 1 курсов – «Психология лидера», в ходе которых студенты смогли бы лучше понять свой статус как лидеры групп, осознать ответственность и выбрать верную стратегию управления; для старост и активистов 2 курсов – «Разрешение конфликтов» (студенты учились бы разрешать конфликтные ситуации, рассматривать различные варианты и учились бы находить конструктивное решение); для старост и актива 3 курсов – «Эффективное управление»;

- привлечение кураторами студентов к занятиям в научных кружках, исследовательских творческих группах с целью освоения студентами основ научных исследований, приемов и методов НИРС и творческой работы;

- проведение социологических исследований по изучению личностных качеств студентов, их нравственно-этических позиций, духовных потребностей и интересов, с целью повышения эффективности воспитательной деятельности.

Также определены задачи по воспитанию патриотизма у молодежи, повышения культурного уровня, формирования у студентов высокой нравственной и корпоративной культуры.

Обсудив итоги работы факультетов и кафедр Академии в 2009 году, Ученый совет решил признать их работу удовлетворительной. Предложено разработать мероприятия по устранению отмеченных недостатков. Предложено особое внимание уделить кадровым вопросам, сохранению контингента студентов и профориентационной работе.

Подготовил Вячеслав Медведев

На досуге
Февральский снег из валентинок

В последний, самый холодный месяц...



Волшебство красок

Прекрасные пейзажи, выполненные в разной...



С Карабиным не пропадешь!

Во время путешествия...



Байкеры

Байкерское движение зародилось...



"Что? Где? Когда?"

Летом 1968 года в Бостоне прошел судебный...




Главная страница выпуска | Самый свежий выпуск