ГАЗЕТА ДОНБАССКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОЙ АКАДЕМИИ

Логотип Официально
SCOPUS определила рейтинг

В современной мировой практике используются...

Призовое место кафедры КИТ в конкурсе Delcam

Всего на конкурсе были представлены 33 работы из 17...


События
Быстрые шахматы - мемориал им. О.Ф. Бабина

В нашей Академии прошел первый масштабный шахматный...



"Я горжусь тем, что я украинец!"

24 января в Министерстве образования и науки состоялось...



Всемирный день объятий

21 января возле ЦУМа энтузиасты ДГМА отметили...



Каким он был - 2010

На заседании ученого совета рассмотрены два вопроса – «О работе академии, кафедр и факультетов в 2010 году» и «Основные итоги научной деятельности кафедр в 2010 году». Докладчиком по обоим вопросам был первый проректор, доцент Фесенко Анатолий Николаевич. В своем выступлении он всесторонне осветил деятельность коллектива ДГМА.

Деятельность Донбасской государственной машиностроительной академии, ее подразделений и служб в отчетный период осуществлялась согласно действующему законодательству Украины. В основу работы были положены утвержденные ученым советом Академии программы и планы, а также «Концепция стратегического развития Донбасской государственной машиностроительной академии на 2010–2020 годы». В рамках реализации концепции в настоящее время завершается разработка 12 инновационных проектов по основным направлениям деятельности Академии, которые предусматривают конкретные мероприятия с соответствующими сроками выполнения и исполнителями и которые будут вынесены на утверждение на ученый совет в феврале 2011 года.

В 2010 году Академия успешно прошла аккредитацию направления «Компьютерные науки» по двум специальностям («Информационные технологии проектирования» по четвертому уровню и «Интеллектуальные системы принятия решений» по третьему уровню). По результатам работы экспертов решением ДАК продолжен срок действия лицензии на подготовку иностранных студентов, увеличен лицензионный объем подготовки специалистов по специальности «Электромеханические системы автоматизации и электропривод» и на подготовку магистров по специальности ИТ (до 25 человек на дневном и до 15 человек на заочном отделении).

Успешно проходит лицензирование по четвертому уровню специальности «Менеджмент», по повторной аккредитации специальностей «Финансы», «Учет и аудит», «Электромеханические системы автоматизации и электропривод». Получено предварительное согласие на перераспределение лицензионного поля с целью увеличения количества магистров по восьми техническим специальностям. Каждая выпускающая кафедра проводит постоянную работу по созданию новых престижных специализаций в рамках существующих специальностей.

Кадровое обеспечение учебного процесса

В академии проводится постоянная работа по укреплению профессорско-преподавательского состава кафедр, его омоложению и увеличению численности преподавателей с учеными степенями и званиями. При формировании кадрового резерва основное внимание уделяется раннему привлечению одаренных студентов к научно-исследовательской работе, созданию научного задела в период обучения и подготовки к поступлению в аспирантуру. В течение отчетного периода в ДГМА соискателями защищено 15 кандидатских и 3 докторские диссертации. Еще 5 кандидатских диссертаций находятся в специализированных ученых советах и будут защищены в ближайшее время.

Благодаря постоянной кропотливой работе и действенному контролю со стороны заведующих кафедрами, деканов, ректората в 2010 году количество преподавателей, которые имеют ученые звания доцента и ученые степени кандидата наук, удалось увеличить на 19 человек – с 202 человек в 2010 году до 221 человек по состоянию на 1 января 2011 года. Это позволило повысить процент учебно-педагогического состава с учеными степенями и званиями с 42,2 % в 2010 до 52,2 %.

Одним из самых сложных вопросов кадрового обеспечения учебного процесса и научных исследований в Академии остается проблема повышения процента докторов наук, профессоров. Этот показатель на протяжении последних 4-5 лет в академии остается практически на одном уровне и сейчас составляет всего 4,7 %.

Следует отметить, что качественный состав научно-педагогических работников на машиностроительном факультете удовлетворяет требованиям сегодняшнего дня (процент преподавателей с учеными степенями и званиями достигает 67,8, в том числе доктора наук, профессора составляют 10,7 %), относительно неплохие показатели на ФПиМОД (7,7 % – доктора наук, профессора, 57,1 % – кандидаты наук, доценты).

Кроме отмеченных, в вопросах кадрового обеспечения учебного процесса на кафедрах и факультетах имеют место и некоторые недостатки. Это, прежде всего, повышение ответственности заведующих отдельных кафедр по составлению плана повышения квалификации и стажировки преподавателей и контроля за его выполнением.

Учебно-воспитательная работа

Организация и ход учебно-воспитательного процесса постоянно находятся в поле зрения ректората, деканов факультетов и их заместителей, заведующих кафедрами, кураторов студенческих групп и наставников студентов, преподавателей, представителей студенческого самоуправления.

Но остается невысокой успеваемость студентов и на последний день экзаменационных сессий. Так, по завершению летней экзаменационной сессии 2010 года наиболее высокие показатели абсолютной успеваемости наблюдаются на ЭГФ (80,9 %), ФАМИТ (79,9 %), ФТМ (78,5 %), наиболее низкая абсолютная успеваемость на МФ (62,7 %). На ИЭФ этот показатель находится на уровне 67,7%, на ФПиМОД – 72,1%. На последний день зимней экзаменационной сессии наиболее высокая абсолютная успеваемость достигнута на ФТМ (82,05 %), наиболее низкая – на МФ (59,0 %).

Большой проблемой для повышения успеваемости и уровня подготовки студентов является то, что значительное количество студентов даже после нескольких плановых пересдач имеют академические задолженности, причем значительная часть из них – по двум и даже трем учебным дисциплинам, и они не способны преодолеть барьеры экзаменационных сессий без дополнительных индивидуальных занятий. Поэтому на всех факультетах для студентов, которые имеют академические задолженности, организованы дополнительные занятия. Эффективность дополнительных занятий подтверждает тот факт, что за последний год почти все студенты, которые их посещали, получили положительные оценки.

Остается высоким процент отчисленных из академии студентов, особенно на первом курсе и особенно на МФ и ФПиМОД.

Низкая успеваемость студентов связана, в первую очередь, с недостаточным уровнем базовой подготовки абитуриентов, отсутствием их заинтересованности и мотивации, неумением повседневно и настойчиво учиться.

Нуждается в дальнейшем усовершенствовании работа кафедр по практической подготовке студентов совместно с филиалами кафедр, в том числе по программам целевой подготовки по заказу предприятий согласно программам «3-2-1», «3-2-1 – инженер», «4-1» и др.

Мы все вместе должны найти такие методы и методики преподавания и обучения, которые обеспечат высокий уровень знаний, умений и навыков наших выпускников, которые будут служить гарантией их востребованности на рынке труда.

Учебно-методическая работа

В ДГМА проводится значительная учебно-методическая работа. Так, в отчетном году на кафедрах по всем направлениям переработаны и утверждены учебные планы подготовки бакалавров, которые предусматривают выполнение и защиту на завершающем этапе обучения квалификационной выпускной работы – диплома на квалификацию бакалавра и прохождение студентами преддипломной практики. Переработаны и утверждены рабочие учебные программы дисциплин, постоянно пополняются и возобновляются УМКД дисциплин, совершенствуется самостоятельная работа студентов и ее методическое обеспечение, распространяются тестовые технологии текущего, модульного и итогового контроля знаний студентов. Библиотеки академии и учебно-консультационных центров пополняются разработанными преподавателями и изданными редакционно-издательским отделом академии учебно-методическими пособиями, методическими указаниями, другой методической литературой. В 2010 году преподавателями академии подготовлено к изданию 100, издано 113 наименований учебно-методической литературы, в том числе подготовлено 17 и издано 12 наименований методических пособий с грифом МОН Украины и еще, соответственно, 74 и 75 наименований с номером ISBN.

В 2010 году впервые в академии разработаны варианты электронных дисков для всех специальностей.

Заслуживает положительной оценки опыт кафедр АПП и ЭСА по совершенствованию лабораторной базы за счет плодотворного сотрудничества с ведущими фирмами, которые работают в области автоматизации и электропривода.

Вместе с отмеченными положительными тенденциями в учебно-методической работе имеют место отдельные недостатки. Это, прежде всего, невыполнение плана издания методической литературы кафедрами ОМД, ЭП, ПТМ, ТОЛП, ЭСА. Также нуждается в улучшении работа кафедр по совершенствованию лабораторного практикума и, в частности, ускорению темпов внедрения компьютерной системы «Delkam».

Научная работа

В отчетном году в научной работе принимали участие 437 штатных научно-педагогических работников (100 % общего количества). Во всех видах научных исследований принимали участие 417 студентов по программе работы с одаренной студенческой молодежью и 80 магистрантов.

В 2010 году выполнялись 32 кафедральные НИР второй половины рабочего времени научно-педагогических работников, 12 госбюджетных НИР, которые прошли конкурсный отбор в экспертных советах МОНУ и признаны перспективными, из них 5 работ являются фундаментальными, 7 – прикладными; 37 работ выполнялось по заказу предприятий по хоздоговорам.

Количественные показатели в публикационной деятельности в 2010 году в сравнении с 2009 годом увеличились, а именно: количество изданных монографий – 28 (2009 – 13), статей – 1328 (2009 – 1018), из них в зарубежных изданиях – 130 (2009 – 125), в профессиональных, утвержденных Президиумом ВАК, – 464 (2009 – 431). Кроме того, в 2010 году академией издано 10 (в т. ч. 1 электронный) профессиональных сборников научных работ, 60 учебных пособий, в научно-метрических изданиях опубликовано 13 работ. Переутверждены профессиональные сборники научных работ академии – «Вестник ДГМА», «Обработка материалов давлением», «Надежность инструмента и оптимизация технологических систем», утверждено и внесено в перечень профессиональных изданий Украины электронное издание «Научный вестник ДГМА».

Среди кафедр, которые превысили плановые задания по изданию монографий: ТОЛП, ИСПР, финансов, ЭП, ПТМ, АММ, учета и аудита, физики и др. Не выполнили плановые задания кафедры: химии и ОТ, МСИ, АПП, ОМД. Среди активных авторов публикаций в зарубежных изданиях кафедры: ТОЛП, химии и ОТ, ТиУП, КИТ, ИСПР, МТО, финансов, ЭП, учета и аудита. В профессиональных изданиях, которые входят в международные научно-метрические базы данных, опубликовали труды д.х.н., проф. Турчанин М.А., д.т.н., проф. Лаптев О.М., к.х.н., проф. Авдеенко А.П.

Остается высокой изобретательская активность научных работников. В 2010 году представлено 90 заявок на изобретения, в т. ч. 39 с участием студентов. Количество полученных охранных документов достигло 87 (в 2009 году – 80). Наиболее активными в изобретательской деятельности являются кафедры: МТО, АММ, ОМД, ТОЛП.

В академии сформирована и успешно действует комплексная система организации научно-технической творческой деятельности студентов и молодых ученых. К участию в Программе индивидуальной подготовки одаренной студенческой молодежи привлечены студенты со средним баллом от 4,5 до 5,0. В 2010 году участниками Программы были 417 студентов.

Общее количество студентов, которые принимали участие во всех видах НИОКР, составило 2625 человек. Разработки студентов, выполненные в рамках дипломных проектов, внедряются в производство. Наиболее активно привлекают студентов к участию в Программе работы с одаренной молодежью кафедры: ТОЛП, СП, ТиУП, МСИ, ОМД, АММ, КИТ, ЭСА, ИСПР, АПП, финансов, ЭП, ПТМ. Недостаточно – МиТОМ, прикладной математики, МТО, ВМ, УиА.

В 2010 году 85 студентов академии приняли участие в 13 предметных и в 13 олимпиадах по специальности регионального и всеукраинского уровней. Получена 21 награда. 63 научные работы студентов академии были направлены в базовые вузы для участия в конкурсе по 18 областям наук (групп специальностей). По итогам получено 20 наград. Всего студентами академии во всех конкурсах и олимпиадах в 2010 году получено 56 наград.

Функционирует аспирантура: в 2010 году количество аспирантов составляло 39 человек очной формы обучения, 18 – заочной, из них – 5 человек на условиях самофинансирования. Принято в отчетном году 15 человек (1 человек на условиях самофинансирования). Выпуск составлял 20 человек (1 чел. – заочной формы обучения). Все трудоустроены.

В докторантуре академии осуществляется обучение по специальностям: «Процессы механической обработки», «Станки и инструменты», «Процессы и машины обработки давлением».

В последние годы активизировалась работа по установлению творческих связей с ведущими вузами, научными центрами и фирмами зарубежья.

В 2010 году началось выполнение общего европейского проекта по программе ТЕМПУС UNI4INNO «Внедрение треугольника знаний путем создания центров инноваций в украинских высших учебных заведениях». Координатором проекта является Университет Аликанте (Испания).

В 2010 году начато восстановление научно-исследовательской базы на кафедрах академии. Большое внимание в отчетном году уделялось внедрению результатов НИР в учебный процесс и производство на кафедрах ТОЛП, МСИ, ОМД, АММ.

Но для совершенствования научной деятельности кафедрам и факультетам в 2011 году необходимо:

- повысить эффективность работы аспирантуры и особенно подготовки докторов наук;

- расширять международное сотрудничество;

- развивать сотрудничество с Национальной академией наук и академическими НИИ;

- обеспечить участие в конкурсах на получение грантов разного уровня;

- принять меры к заключению договоров по выполнению хоздоговорных научных работ;

- расширить участие студентов в выполнении кафедральных и хоздоговорных НИР;

- расширять географию публикаций; направить больше публикаций в международные журналы, в т. ч. с высоким IP-фактором;

- обеспечить внедрение результатов кафедральных НИР;

- принять меры по получению права проведения II этапа Всеукраинских олимпиад.

Трудоустройство и адаптация выпускников

В 2010 году академия полностью выполнила государственный план выпуска бакалавров, специалистов и магистров как дневной, так и заочной формы обучения.

Местами работы были обеспечены не только выпускники, обучение которых финансировалось за счет государственного бюджета, но и те, кто имел право и основание для свободного трудоустройства. Из 675 выпускников 2010 года направления получили 654, что составляет 96,7 %. (в 2009 году – 98,4 %).

Кафедрам и факультетам необходимо в ближайшее время:

- изучать спрос на специалистов по профилю кафедр;

- расширять партнерские связи с организациями, предприятиями, фирмами разных форм собственности, анализируя тенденции их развития с прогнозированием нужд в кадровом потенциале;

- улучшить работу выпускающих кафедр по подготовке и заключению долгосрочных договоров о сотрудничестве с организациями (предприятиями, фирмами) на целевую подготовку специалистов;

- сформировать базу данных работодателей и улучшить работу информационного сайта кадрового агентства для предоставления помощи студентам в реальном трудоустройстве;

- совершенствовать систему стажировки молодых специалистов-выпускников академии согласно современным условиям и обеспечить двустороннюю связь предприятий с академией;

- осуществлять рекламную и другую деятельность по реализации возможностей академии в сфере содействия занятости молодых специалистов с высшим образованием;

- создать в академии отдел практической подготовки, содействия трудоустройству и стажировке выпускников.

(Продолжение в следующем номере)

На досуге
Сергей Бабкин достоин внимания

Свой актерский талант Сергей раскрывает...



Жизнь за подпиской о неразглашении

Первую весточку о Сергее его родные получили в 1944 году...



"Что? Где? Когда?"

В арсенале физиков-ядерщиков есть термин из двух...




Главная страница выпуска | Самый свежий выпуск