ГАЗЕТА ДОНБАССКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОЙ АКАДЕМИИ

Логотип
На досуге
"Что? Где? Когда?"

К 1917 году на территории Российской империи их было четыре...

Официально

Будем знакомы!

Вот и окончилось теплое лето...

Как будем учиться, или Что нас ждет?

Как известно, с первого сентяюря Академия перейдет на Болонскую систему обучения...

Награждение лучших

Состоялось заседание Ученого совета, на котором были торжественно награждены...


Новостройки

Много вопросов во время учебного года было направлено в адрес нашей административно-хозяйственной части...

И СНОВА ПАРУС В МОРЕ ЗОВЕТ…

Флаг чемпионата поднять!
Когда отдыхаешь, всегда стремишься сделать отдых разнообразнее. Главное - вырваться из будничной рутины. Как, куда - не столь важно. "Каждый выбирает по себе…"
Мы же традиционно стараемся попасть на море, к парусам. А именно на чемпионат Украины по парусному туризму. Вот уже четвертый год. И каждый следующий чемпионат значительно отличается от предыдущего. Так что одними штампами и клише в описании не отделаешься. Хотя опыт, конечно, есть… Ну, да обо всем по порядку.
В.А.Соколов: "А какой у нас сегодня ветерок?"

Ветер перемен

"Он придет, он будет добрый, ласковый…" Это только в песне. На самом деле так, увы, как правило, не бывает. И если смотреть на перемены вокруг нас, понимаешь: этот ветер может и налетать, как шквалы на море (неопытный и кильнуться, перевернуться то бишь, может), в худшем же случае - это штормовой ветер, несущий, мягко говоря, мало хорошего попавшим под его удары.
Под знаком какого ветра мы живем - пока еще не разобрал. Но вот "…добрый, ласковый…", гм…
Это я все к тому, что на прошедшие соревнования известные всем события, именуемые "помаранчевая революция", наложили свой отпечаток. А именно: было много слов (не только хвалебных), была некоторая сумбурность, иногда и огрехи организаторов и судей, переругивание их с командами… В общем, обыденностью и рутиной и не пахло.
Началось все еще до начала самих соревнований. До последнего момента неясно было, где именно будет проходить чемпионат. Сначала, то есть весной, планировалось провести его в районе Геническа и Арабатской стрелки. Перед началом соревнований мы по телефону связались с главным судьей предыдущих чемпионатов И. Крыгиным и узнали, что соревнования будут проходить на старом месте, т.е. на Белосарайской косе. Но, приехав на место предыдущих соревнований, мы никого не нашли, и ни о каких соревнованиях там никто и слыхом не слыхивал. Повторно связались с Крыгиным (во веки хвала мобильной связи!). И поехали уже в Старую Ялту (ту, что Мариупольская). И уже по новым ориентирам нашли место на берегу и первых прибывших судей.
Ну ладно, мы добирались по суше (кстати, ехали мы вместе с экипажем краматорчан, так что о месте соревнований точно не знали и они). А некоторые катамараны плыли из Мариуполя до места по морю. Экипаж донецкого катамарана о точном месте проведения чемпионата узнавал уже в море по мобилке от одного из судей (еще большая хвала мобильной связи, не сочтите за рекламу).
Экипажи на маршрутной гонке

О катамаранах и их командах

В соревнованиях приняло участие 15 команд из различных областей Украины. Состав участников в этом году значительной новизной не отличался. Киевляне, стабильно настроенные на победу, были представлены сразу тремя командами. Что еще больше увеличивало их шансы стать победителями. Помимо этого, в чемпионате не принимали участие их извечные соперники-дончане - экипажи, возглавляемые А. Еременко и В. Лесничим, не было и опытных гонщиков из Луганска А. Разумова и Е. Коротких. И все же есть у гонок под парусом (как, наверное, и у многих других видов гонок, но здесь она проявляется "в кубе") такая особенность: судно (даже самое качественное) - лишь инструмент, исполнитель воли капризов погоды с одной стороны и, что не менее важно, опыта и мастерства капитана и экипажа в целом - с другой. Что часто проявлялось в ходе соревнований.
Наша краматорская команда - экипаж "Порыв" (капитан - Игорь Захаров), выступающий от турклуба НКМЗ, - стала в этом году еще более "нашей". Поскольку в ее составе выступал наш главный редактор - Вячеслав Медведев, человек, страстно увлеченный парусом и морем и исходивший в свое время на байдарке с парусом все Азовское море. Теперь мы и сами стали по-настоящему болеть за наших.
Памятуя конфликтные ситуации с пограничниками на первых чемпионатах, можно отметить, что данная проблема начинает уходить в прошлое. Разрешение на выход в море по представленным документам было оформлено очень быстро, без бюрократической волокиты. В отношениях с пограничниками чувствовалось полное взаимопонимание. И это не может не радовать. Кроме того, происходят и упрощения в оформлении документации на туристские катамараны. Связано это, прежде всего, с Указом Президента, выделившим, помимо существовавших ранее военного и торгового флотов, также и спортивный флот, к какому и относятся теперь туристские катамараны. Так что бюрократии, "разнобоя" в документах и денежных поборов, если все пойдет нормально, у туристов-парусников должно поуменьшиться.
"Разборки" с судьями

Дружеское соперничество

Что касается самих гонок, они проходили в несколько отличных от соревнований на Белосарайке условиях - в заливе, при малых глубинах моря - но были ничуть не менее зрелищными, чем на предыдущих чемпионатах.
Состав участников чемпионата позволил разделить их примерно пополам по количеству судов на два класса - с парусностью до и свыше 12 м2. Соревнования стартовали гонками по "малому треугольнику". Во время этих гонок ветром погода катамараны не баловала; в таких условиях преимущество было у более легких катамаранов, чутко реагировавших на самый слабый ветерок. Именно этими качествами и отличались катамараны киевлян. Казалось бы, победа у них в руках. Но вышло несколько не так. Победные результаты двух киевских экипажей не помогли им победить в гонках по той причине, что они участвовали в заплывах неполным составом - по два человека в команде, что при данной погоде дало им еще большую фору по сравнению с другими участниками. В результате им были начислены штрафные очки, что и отбросило их на третье и шестое места в своем классе.
У наших же катамаран был несколько потяжелей. Тем более что в первом заплыве старт у краматорчан вышел не совсем удачным - катамаран зацепился швертом за неубранную судьями веревку, которой буек крепился к своему якорю. Тем не менее, опыт и мастерство помогли занять им при подведении итогов по этой гонке призовое третье место в своем классе.
Вторым этапом стали спасательные работы. Хотя, при глубине по пояс для капитанов, спасать в реальности их вряд ли пришлось бы. Мелкое море также облегчало задачу капитана вылезти вновь на катамаран. С этим этапом успешно справились все команды. Наши и здесь в своем классе были третьими.
Передышка между гонками

Маршрутная гонка
(из рассказа участника гонки Вячеслава Медведева)

Маршрутная гонка считается основным соревнованием чемпионата. Здесь проверяются туристские навыки, выносливость, знание Азовского моря и умение ходить под парусом. Команды готовятся к ней задолго до чемпионата, подбирая соответствующее снаряжение, изучая лоции и навигационные ориентиры. Капитаны многократно мысленно "проигрывают" ситуации, тактику гонки и управления судном для различных ветров. Ведь капитан не имеет морального права даже сказать своему экипажу, что он чего-то не знает. В многодневной гонке, если позволяет ситуация, он советуется с экипажем, но принимать решение имеет право только он. От его решения зависит исход гонки, а иногда и безопасность людей. А члены экипажа, несмотря на то, что парусники очень независимый народ, всегда четко выполняют все команды капитана.
На Чемпионате-2005 маршрут гонки был Ялта - Бердянск - Ялта с несколькими промежуточными финишами. Максимальная продолжительность 4 дня. Но продолжительность не жесткий параметр. Если повезет, то можно пройти маршрут и быстрее.
И, вот, наконец, пришел долгожданный день старта маршрутной гонки. За минуту все болельщики и группы технической поддержки, по просьбе судей, отошли от команд. Старт, как и полагается, был дан с берега. Экипажи бросились к своим судам, привели их в готовность и отплыли от берега. Слышались короткие резкие команды капитанов и их переговоры друг с другом с предупреждением о столкновении или требованием уступить дорогу. Группа поддержки скандировала:
- Краматорск!... Краматорск!...
Такая поддержка всегда придает новые силы.
Природа, наверное, желая немного усложнить нам гонку, предоставила в ассортименте мелкий дождик, который через 15 минут превратился в ливень. Надели плащи. Ветер был попутным, но неустойчивым, как это бывает во время дождя. Однако попутный ветер не совсем удобен для современного туристского судна, а иногда и очень опасен. И пожелание "попутного ветра" нами воспринимается не совсем однозначно. Ведь дошло оно до нас из глубины веков, когда корабли могли ходить только на попутном ветре. Сейчас же, благодаря современному парусному вооружению, суда ходят довольно острыми курсами к встречному направлению ветра. Да и старт любой гонки дается только против ветра. Чтобы каждый экипаж мог показать свое умение в управлении судном, да и отсеять еще до линии старта всех неопытных участников.
Попутный ветер позволил нам поставить третий дополнительный парус - спинакер. При этом скорость заметно возросла. Катамаран время от времени выходил в режим глиссирования на гребнях волн. Такой режим хода вызывает у каждого парусника приятное пьянящее чувство полета, которое трудно передать словами. Однако полет на гребнях волн довольно опасен, так как рули работают не в штатном режиме, и катамаран может развернуться боком и перевернуться кверху килем.
Меняя друг друга на парусах и руле, чтобы не сильно уставать при том ветре, через два часа мы достигли места первого промежуточного финиша в Урзуфе, на пляже пионерского лагеря "Буревестник". Это место было выбрано неслучайно, так как задолго до чемпионата Татьяна Крыгина, работавшая в лагере вожатой, инициировала встречу парусников с детьми. В лагере ждали этой встречи и готовились к ней.
Природа сжалилась, думаю, не над нами, а над детьми, и буквально через несколько минут после прибытия на гостеприимный берег ливень прекратился. Из динамиков лагеря прозвучало приветствие участникам чемпионата, а на берег выбежали дети. Они с восторгом рассматривали катамараны, задавали множество вопросов, а некоторые капитаны разрешили им взобраться на палубы. Думаю, что много часов воспитательной работы не посеют в душах ребят столько хорошего, сколько эта короткая встреча с участниками гонки и осмотр настоящих морских судов! Один из капитанов как-то признался мне, что его увлечение парусом началось с того момента, когда он очень близко увидел настоящую яхту и, так же, как эти ребята, задал множество вопросов настоящим яхтсменам. Руководство лагеря тоже очень тепло нас встречало. Расспрашивали обо всем, фотографировались на фоне катамаранов и даже напоили нас чаем. Планировалось катание детей, однако высокие волны и сильный ветер не позволили это сделать.
На этом берегу произошел и курьезный случай с еще неопытными участниками, молодой супружеской парой - Владом и Олей. В море они были первый раз, поэтому в зачете гонки не участвовали, но шли вместе с нами. У Влада золотые руки, и поэтому он буквально "отреставрировал" легкий катамаран типа "Альбатрос". Пристав у лагеря, они не стали вытягивать катамаран на берег. Но, как известно, даже припаркованная машина не всегда стоит там, где ее поставили - особенно на горке да не на тормозе! А катамаран при хорошем ветре - тем более. Вот он и решил поплавать без хозяев. В это время кэп другого катамарана Володя Петровский на берегу возился со штанами (в карманах которых, как оказалось, были деньги). Не раздумывая, он прыгнул за катамараном в море почему-то со штанами в руках, с помощью других подоспевших участников отбуксировал катамаран-проказник на берег. И обнаружил, что деньги-то намокли! После чего и был "в шутку" обвинен в "отмывании" денег.
Хороший ветер позволял нам идти дальше. Однако некоторая часть молодых капитанов поддалась на уговоры девушек-вожатых о задержке в лагере на дискотеку. Было предложено до конца дня пройти два этапа: до ближайшего мыса и возвратиться назад в лагерь к дискотеке. Это было грубым нарушением маршрута, за которым мог последовать незачет всей маршрутной гонки. Но это не беспокоило, поскольку судейская коллегия не имела в своем составе ни одного бывалого парусника и тем более специалиста по Азовскому морю и из-за этого совершала ошибку за ошибкой. Капитаны всячески подправляли их и постепенно, если так можно сказать, почти "взяли власть" на чемпионате в свои руки. Поэтому молодежь считала, что такое нарушение может пройти безнаказанным. К чести бывалых парусников и судьи на этом этапе Ольги Залозновой, они смогли убедить экипажи продолжить гонку. Капитану из Луганска Анатолию Рагулину пришлось почти в ультимативной форме потребовать продолжения гонки. Поэтому судья О. Залознова быстро дала старт, который гостеприимные хозяева продублировали по радиосети, и мы пошли по намеченному маршруту.
Погода способствовала нам, поэтому через несколько этапов мы прибыли к Бердянску и высадились на Восточном побережье Бердянской косы.
А уже на Бердянской косе участники обнаружили множество разнообразных предметов, выброшенных морем на берег. Вечером учредили шуточные призы и вручили их на собрании. Среди этих предметов было и неиспользованное, в упаковке "изделие №2" (презерватив, то бишь), которое единогласно решили вручить молодой семье Владу и Ольге. Те же, ничуть не смутившись, нашли ему достойное применение… Угадайте какое? Неправильно, они завернули в него свою мобилку. Не отсырела чтоб, однако! Два левых ботинка были вручены Владимиру Петровскому за проявленный героизм при спасении уплывшего катамарана и своих штанов с деньгами.
На следующий день волнение на море еще более усилилось. Стартовали с косы не без проблем - не выдержал испытания морем и перевернулся отреставрированный "Альбатрос". Во время его спасения особо проявили себя экипажи капитанов Виталия Коваленко, Александра Кондоурова из Киева и Анатолия Рагулина из Луганска. Поскольку быстро отремонтировать его возможности не представлялось, а бросать товарищей в беде не годится, катамаран был разобран и доставлен в базовый лагерь на нескольких катамаранах. Сомнения в возможности дальнейшего продолжения гонок на таком ветру высказывал и капитан катамарана "88" из города Новый Свет. Так как постоянно перекатывающиеся через катамаран волны наполняли не вполне герметичные отсеки его жесткого корпуса. По правилам гонки, судьи имели право оставить на берегу не терпящий бедствие катамаран, который при благоприятной погоде самостоятельно возвратится в базовый лагерь. Однако через некоторое время после старта на горизонте мы увидели парус этого катамарана. Все же капитан решил выйти в море. Правда, в конце этого перехода ему пришлось опять оказывать помощь.
Плавание сильным боковым ветром также имеет свои прелести. В это время экипаж работает по открениванию своего судна, свисая на трапециях за бортом. Грубо ощущения, которые испытывает экипаж, можно получить в следующей ситуации. Представьте, что вы едете в автомобиле со скоростью примерно 50 км/час, при этом располагаетесь горизонтально к земле, высунув свой корпус из машины. Одной рукой дотягиваетесь до руля для управления автомобилем. Газом, тормозом и другими органами вы управляете за веревки (по-морскому - шкоты). В таком положении едете пару часов. Представили ощущения? Думаю, что на автострадах такой способ езды испытывать не нужно.
В базовый лагерь возвратились уже к вечеру. Первые места в обоих классах достались киевлянам. Наш "Порыв" в маршрутной гонке занял 4 место, пропустив вперед на одно очко команду "Мистраль" из Донецка.
А этому юнге - принимать эстафету бывалых парусников

***

Завершал чемпионат не проводившийся в прошлом году из-за погоды этап "Гонка без рулей". В этом году погода также спокойствием не баловала: гонки даже пришлось откладывать по просьбе участников из-за довольно приличного для этого этапа ветра и волны. Особо несладко приходилось легким катамаранам типа "Простор", которым приходилось маневрировать лишь с помощью одного грота (большой парус, закрепленный сзади на мачте). В результате носило их по заливу прилично. Тем не менее, катамарану У-0521 (капитан - В. Петровский) удалось пройти дистанцию и стать четвертым. Наш же "Порыв" обошел киевлян и занял второе место.

О судьях

О них почти не упоминалось в прошлый раз, когда описывался предыдущий чемпионат. В судействе нынешних соревнований произошли некоторые перемены. Вместо И.М. Крыгина, перенесшего в этом году операцию, главным судьей соревнований был А.И. Костогрыз. С судьями у экипажей почему-то "не сложилось". Во время обсуждения условий гонок часто возникали горячие дискуссии. Капитанами делались замечания и предложения по поводу некоторых положений правил, что было связано и с особенностями погоды, и местом проведения соревнований (Ялтинский залив очень мелкий, с грязями на дне, погода, опять же, была разнообразная: в начале гонок почти штиль, под конец - достаточно сильный порывистый ветер). Демократия у нас или как? Не всегда судьям это нравилось, они хотели, чтобы все было строго по правилам. Часто приходилось искать компромисс.
Были и некоторые инциденты, связанные с действиями самих судей. Излагаю с минимумом комментариев. В пятницу, 5 августа, фактически после предпоследнего этапа чемпионата участники узнали, что один из экипажей киевлян подал заявку на переход в другой класс (с парусами до 12 м2). Свои действия они мотивировали ошибкой в оформлении документов какой-то девушкой из их команды, связанной с расхождениями в расчетах при использовании разных методик определения площади парусов. При этом судьи их повторную заявку приняли и удовлетворили (и это после двух уже запротоколированных этапов соревнований с подведенными итогами!). Данный факт, естественно, не обрадовал остальные команды, уже увидевшие свои результаты в прошедших гонках. Да и Правила указывают, что заявки на участие в соревнованиях с указанием всех характеристик катамарана принимаются в день начала соревнований и изменения, оговариваемые в технических заявках, могут касаться лишь состава экипажа. На данный факт было указано главному судье; только после беседы с ним положение команд было возвращено в исходное состояние.
Конечно, все мы хорошо умеем ошибаться и очень любим "качать права". Судьям значительно сложнее: им надо уметь среди многих правильных решений найти самое правильное. И очень быстро. В целом, им это удалось, соревнования состоялись, и до серьезных эксцессов дело не дошло. Хотелось бы надеяться, что декларированное вице-президентом Федерации парусного туризма, паном Соколовым В.А. реформирование структуры федерации продолжалось, а совершенствование правил соревнований позволило бы сделать их максимально объективными. А "проколы" в организации соревнований (такие, например, как отсутствие медалей, нехватка грамот для победителей и призеров и пр.) ушли бы в прошлое и стали бы, как и сама "помаранчевая революция", историей.

Итоги

И вот торжественный миг закрытия соревнований. Судейская коллегия подвела их итоги. А они таковы. Места команд по классам распределились следующим образом:
Класс до 12 м2:
1 место - экипаж катамарана "Ducky-17" (г. Киев, капитан Кандауров А.Е.);
2 место - экипаж катамарана "Мистраль" У-0501 (г. Донецк, капитан Дмитрук О.И.);
3 место - экипаж катамарана "Порыв" У0581 (г. Краматорск, капитан Захаров И.Б.);
Класс свыше 12 м2:
1 место - экипаж катамарана "Ducky-19" (г. Киев, капитан Коваленко В.В.);
2 место - экипаж катамарана "Корсар" В-4 (Луганская обл., капитан Рагулин А.Е.);
3 место - экипаж катамарана "Ducky-18" (г. Киев, капитан Пидтуркин Д.Г.);
Но главным итогом чемпионата можно считать то, что парусный туризм, несмотря на все мелкие дрязги, по-прежнему объединяет людей. Мне, например, неудобно называть его модным ныне словом "хобби". Разве можно легко вместить в это понятие то товарищество между, казалось бы, непримиримыми конкурентами, каждый из которых всегда придет на помощь товарищу: во время состязаний и между ними при ремонте судна. Да и просто по жизни. Так, недавно уважаемый всеми участниками И. Крыгин перенес операцию на головном мозге, деньги на которую помогли собрать и друзья-туристы.
Но парус - это еще и традиции. Хорошие традиции, когда в семье "фанатов" моря и ветра и дети "заболевают" морем. Пример - Ольга Дмитрук, дочка И. Крыгина, завоевавшая "серебро" на чемпионате и опередившая многие более опытные экипажи. А еще - этот вот "юнга" на фото, пока только играющий на катамаране, но уже утверждающий, что хочет "плавать как папа" - это сын Владислава Макаренко из "Порыва". И еще много детворы. И именно это, а не инструкции и положения, гарантирует парусному туризму будущее.
Экипаж краматорского катамарана "Порыв" (внизу, слева направо: Лукьянчук Сергей (НКМЗ), Захаров Игорь (НКМЗ) - капитан; вверху, слева направо: Медведев Вячеслав (ДГМА), Макаренко Владислав (НКМЗ))
Алексей Кабацкий

События


Актуальное интервью

Известно, что во времена предвыборной компании-2004 в нашей стране произошло...


Призвание - учитель

11 сентября 2005 года исполняется 70 лет со дня рождения...

"Славлю жизнь..."


Краматорск прощался с Николаем Кулиничем...

Молодой человек года-2005


Прошла церемония награждения победителей регионального конкурса...


Главная страница выпуска | Самый свежий выпуск