НЕКРАСИВОЕ НЕ ПРОДАЕТСЯ

Нужен ли нам дизайн?

      Экономика - вещь серьезная, таким должно быть к ней и отношение. Известная формула "товар - деньги - товар" играет здесь не последнюю роль. Он, товар (см. продукция), должен быть высокого качества, иметь хороший современный дизайн и профессионально выполненную рекламу. Сегодня фраза: "Некрасивое не продается", - все чаще определяет направление развития даже тех областей производства, где еще недавно эстетические характеристики продукции вообще не принимались во внимание. Что же случилось? А случилось то, что развитие рыночных отношений подразумевает борьбу за выживание предприятий на внутреннем и мировом рынке. Проведенные исследования рынка и потребительских запросов привели к выводу о необходимости более активного использования знаний дизайнеров при разработке промышленной продукции. Не надо здесь "изобретать велосипед". Обратимся к истории, посмотрим, как же выходили из кризиса так называемые "загнивающие" капиталисты. Соединенные Штаты Америки были первой страной (они и сейчас впереди), где уже в 20-е годы дизайн энергично внедрился во многие сферы промышленного производства, благодаря чему США успешно конкурировали на международном рынке в 1929 - 1933 г.г., когда жесточайший экономический кризис потряс экономику капиталистических стран. В США подготовкой дизайнеров занимается около 50 учебных заведений. По данным 1987 г., в фирме "Дженерал моторс" работало порядка 1400 дизайнеров, у Форда - 875. Япония после Второй мировой войны быстро завоевала прочные позиции в торговле на мировом рынке также благодаря дизайну (вспомним их бытовую технику). Сегодня в мире основные тенденции развития дизайн - деятельности определяют японцы. В каталоге прошедшей недавно в Дюссельдорфе выставки работ промышленности о Японии сказано: "Изделия, выполненные японскими дизайнерами практичны, просты в использовании и отмечены легким шармом". Маленькая Япония готовит дизайнеров в 10 специальных учебных заведениях. Англия, Франция, Германия, Италия... - все уважающие себя страны заботятся о подготовке дизайнеров в большом количестве, и все уважающие себя промышленные фирмы обязательно пользуются услугами художников - конструкторов.

      А что же мы? В нашем регионе насчитывается более 150 предприятий только машиностроительного профиля плюс фабрики и заводы, занимающиеся легкой и пищевой промышленностью. Где же взять так необходимых промышленности специалистов в области дизайна?

      Заполнить пустую нишу по подготовке специалистов нового поколения взялась наша Академия. Уже пятый год, на базе высшего технического образования, студентам дается возможность получить дополнительную специализацию по дизайну и рекламе. Срок обучения 4 года (по 6 часов в неделю). Студенты изучают такие дисциплины, как академический рисунок и живопись, компьютерную графику, цветоведение, художественное конструирование, эргономику и многое другое. В прошлом году первые выпускники защитили дипломы и получили квалификацию дизайнеров - рекламистов.

      Итак, цель дизайна - регулирование отношений между производством и покупателями ради интересов общества. Знание основ дизайн-деятельности и технические знания могут во многом предопределить успех дела, направленного на создание конкурентоспособной продукции.

      В конце хочется вспомнить анекдот о японцах, которые на вопрос о художественном уровне изделий нашей промышленности ответили: "Дети у Вас красивые!". Так вот. В наших руках сделать так, чтобы на Украине были не только красивые дети, но и окружающая нас серая действительность засверкала всеми цветами радуги.

Дерзайте, молодые!

Э.В.Яшина,
преподаватель кафедры инженерной графики

Содержание номера