ГАЗЕТА ДОНБАССКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОЙ АКАДЕМИИ

Логотип На досуге
Лучшие "охотницы" академии

В прошлом номере мы опубликовали несколько "уток"...

Благодарим за профессионализм

За ее заслуги пришло благодарственное письмо...

Под сенью муз

Благодаря книге мы получаем доступ...

Там, за горизонтом

Вот и завершилась эта ненастная зимняя пора...

Ваше благородие, госпожа приличие

Шагнувшее вперед общество и научно-технический...

Модификация тела

Сегодня мы познакомимся с субкультурой...

"Что? Где? Когда?"

Одно из самых известных своих произведений этот..


Официально
Итоги трудового соревнования

Победителями в номинациях стали...



Результаты участия в олимпиадах

За отчетный период наши студенты...



На Ученом совете

В преддверии Дня академии утверждены...



Профсоюзы не поддерживают реформу

В Украине нет ни одного человека...



Наливайко А.М. - 60 лет

Этой весной юбилей отмечает...



Награды кибернетиков

В последние дни марта в Киевском национальном...



Молодость - пора свершений

Но это еще и пора творчества...



Будущее науки - за молодежью

Подготовка наших студентов давно славится...



Чернорабочие старта

Казалось бы… Что значат пятьдесят лет по сравнению с историей человечества? И все же, уверенно можно сказать, что полвека, минувшие с 12 апреля 1961 года, – это начало очередной главы истории с условным названием «Человек в космосе».

Так уж повелось еще со времен СССР, что праздник, именуемый Днем космонавтики, празднуется не только теми, кто побывал в космосе. И поскольку все масштабные проекты делались у нас «всем миром», в них участвовало достаточно много предприятий всех республик Советского Союза.

В реализации программы освоения космоса есть немалая доля участия предприятий и ученых Донбасса. Так, в разработке оборудования для обеспечения запусков космических ракет участвовал и заслуженный изобретателей Академии Лев Леонидович Роганов. Проектирование и изготовление такого оборудования осуществлялось на Новокраматорском и Дружковском машиностроительных заводах, многие специалисты которых были выпускниками Краматорского индустриального института. О чернорабочих старта, имена которых часто находились за завесой секретности, читайте в статье, эксклюзивно предоставленной нам редакцией газеты «Вестник НКМЗ».

День космонавтики для трети работников Новокраматорского машиностроительного завода тридцать лет был профессиональным, но неуставным праздником. Рассказывать о причастности к Космосу работникам спецпроизводства не рекомендовалось категорически. И они не распространялись, скованные подпиской о неразглашении государственной тайны. Сам заводской «Пентагон» был засекречен так, что до сих пор в списке индексов ГРАУ Министерства обороны СССР упоминаются далеко не все новокраматорские машины, а в Интернете невозможно отыскать связь между уникальными установщиками и Новокраматорским заводом.

Двадцать лет назад из-за распада СССР тема оборонки, а вместе с ней и Космоса, на НКМЗ была закрыта, но все равно – день 12 апреля был и остается для заводчан особенным… Потому что подчеркивает причастность к прорыву человеческого разума в неведомое. Потому что, и это главное, – в зеркале космического праздника новокраматорцы видят, что возможности их собственного инженерного творчества неиссякаемы.

Первые шаги в Космос на НКМЗ были сделаны задолго до полета Ю.А. Гагарина. В апреле 1949 года Госплан СССР поручил израненному войной и далеко не восстановленному заводу изготовление первых ракетных установщиков 8У22 и 8У24, козлового крана 8Т21. Предназначались они для ракет Р-1 и Р-2 ОКБ-1 С.П. Королева.

Стартовое оборудование тех лет было нехитрым – пусковой стол, с которого стартовала ракета, и установщик – самоходное подъемно-транспортное устройство, которое подвозило ракету к месту старта и устанавливало ее в стартовое вертикальное положение. Подъем стрелы с ракетой осуществлялся парой гидравлических цилиндров. На стреле на разных уровнях были устроены площадки, с которых осуществлялось необходимое предстартовое обслуживание ракеты. Скорость подъема или опускания ракеты регулировалась ручным специальным вентилем с большим маховиком. И все…

Оборонку НКМЗ курировал «сам» Лаврентий Берия – человек фантастической работоспособности и столь же непредсказуемой жестокости. И месяцы проводивший на заводе заместитель министра тяжелого машиностроения СССР В.Ф. Жигалин, докладывая по ночам Берия о ходе работ на предприятии, стоял перед телефоном навытяжку, а его участие в организации вносило в производство значительный элемент нервозности и напряженности.

Гипертрофированная ответственность, тем не менее, не мешала привлекать к оборонной, а вслед за ней – космической тематике молодой народ. У истоков новокраматорской космонавтики стояла молодежь…

Единственный в Краматорске дважды лауреат Государственной премии СССР Ю.И. Попов после окончания МИСИ девять лет проектировал первые в СССР шагающие и крупнейшие в Европе экскаваторы, а в 31 год стал главным конструктором спецпроизводства.

Будущий главный инженер НКМЗ и заместитель министра В.Ф. Абрамовский пришел в оборонку 23-летним, в 26 стал заместителем начальника главного тогда МСЦ № 6. В таком же возрасте принял на себя космическую ответственность будущий директор НКМЗ, а впоследствии премьер-министр Украины В.А. Масол. Немного постарше был по приходу в спецпроизводство будущий лауреат Государственной премии СССР М.Н. Пунтусов. С 21 года работал в «Пентагоне» идеолог большинства установщиков В.Н. Матвейков, с 25 – Л.К. Доминецкий, один из авторов знаменитого «кузнечика» лунной программы, с 26 – гидравлик Ю.Г. Полтавец, с 19 – яркое конструкторское дарование, ведущий конструктор целого ряда специальных машин Г.В. Нощенко. Также с 19 лет работал на НКМЗ, а после окончания Краматорского филиала Донецкого индустриального института (ныне ДГМА) стал начальником бюро технологического отдела спецпроизводства Н.Г. Кокотов. Вместе с ним в северной группе цехов трудились многие выпускники Краматорского индустриального института.

Наум Григорьевич отработал на НКМЗ 54 года, но и в 2003 году, уходя на пенсию, до мелочей помнил, как начинался ракетный старт НКМЗ. «Времени на раскачку не было, – рассказывал он. – Нам его не давали, да и мы просто не имели на это права. Чтобы не повторился ужас недавно закончившейся войны, необходимо было как можно быстрее укрепить обороноспособность Советского Союза. Поэтому напряженно, с полной отдачей сил, работали все, и рабочий день заканчивался ближе к полуночи. По инициативе опытных специалистов Н.З. Бышкина и В.С. Балюка, в нашем производстве была введена практика коллегиальной творческой работы конструкторов и технологов, которая дала замечательные результаты. Конструкторская документация тщательно прорабатывалась на всех этапах ее разработки, и конструкции отличались высокой технологичностью и надежностью. Регулярно проводились заседания технических советов, на которые приглашали передовых рабочих».

НКМЗ был головным создателем подъемно-транспортного оборудования ВСЕХ космических и оборонных стартов. Со своих ладоней они отправили в Космос и первого человека Земли.

Кроме транспортно-установочных машин 8У0213, в запуске «Востока» участвовала кабина обслуживания 8У0216 – сооружение оригинальное, удобное, уже положительно зарекомендовавшее себя в эксплуатации.

12 апреля новокраматорцы вместе со всем человечеством радовались прорыву человека в Космос. Заводская газета «Сталинец» посвятила событию целую полосу, где конструктор Александр Осадчий рассказывал, как он учился вместе с Гагариным в Саратовском индустриальном техникуме, формовщики и модельщики посвящали событию свои стихи, железнодорожники обещали работать еще лучше, а работники ЦЗЛ сообщали, что посаженные в этот день цветы будут цвести в честь покорителя Космоса.

Но газета ни словом не упоминала о причастности заводчан к полету Гагарина в Космос… Естественно, молчали газеты и о более глобальном достижении новокраматорцев, которые незадолго до старта «Востока» под руководством главного конструктора В.И. Капустинского создали первый в СССР стартовый комплекс 8П864 боевой межконтинентальной баллистической ракеты Р-16. В заключении приемочной комиссии упоминалась высочайшая степень надежности, отсутствие аналогов в мире, способность комплекса обеспечивать безукоризненный запуск ракеты со стационарной наземной пусковой установки.

Это была жесткая проверка на конструкторскую, технологическую, организационную зрелость молодого коллектива. И проверку молодежь спецпроизводства выдержала.

В то же время по программе «Щит Родины» новокраматорцы разрабатывали оснащение первых шахтных стартовых комплексов «Шексна-В». Это были установщики 8У240, 8У238, 8У249, пусковые столы 8У239, защитные устройства 8У16, 8У14, стаканы 8У15. А на горизонте уже прорисовывалось задание, связанное с разработкой и изготовлением элементов стартового оборудования ракеты УР-500 «Протон», обеспечивающего запуск тяжелых космических аппаратов военного и гражданского назначения, орбитальных станций и полеты к планетам Солнечной системы.

За время существования спецпроизводства новокраматорцы создали более 150 машин оборонного и космического назначения, которые не имели аналогов в мире.

До сих пор актуальным в космонавтике остается сопровождающий старты «Зенитов» транспортно-установочный агрегат 11У225, который производит все операции по стыковке, установке, гидравлике и отъезду со стартовой позиции в автоматическом режиме, без участия людей. Что характерно, имея десятилетнюю гарантию, он работает без ремонта более 20 лет.

Вершиной технической мысли назвали специалисты транспортно-установочный агрегат 11У25, созданный для «лунной» программы советского правительства и воплотившийся впоследствии в агрегатах 17Т12 для комплекса «Энергия-Буран».

В процессе проектирования 17Т12 были найдены и реализованы принципиально новые решения, не имеющие аналогов в советской и зарубежной практике. По оценке генерального конструктора стартового комплекса академика В.П. Бармина, «создание наземного оборудования ракетной системы «Энергия-Буран» явилось крупнейшим достижением отечественной науки, техники и промышленности».

Это был проект поистине космических масштабов – машина состояла из сложнейших механизмов и агрегатов, весила 2760 т, имела длину 66 м, ширину 29,5 м, высоту 21 м. Для того чтобы выполнить увязки узлов агрегата, конструкторы стыковали две стандартные чертежные доски. Это был единственный такой случай в их практике.

В кратких строках сообщения ТАСС о начале летно-конструкторских испытаний новой ракеты-носителя «Энергия» отмечалось, что «в процессе старта и полета ракеты-носителя подтверждена правильность выбранных инженерно-конструкторских решений, высокая надежность ее конструкции, двигателей обеих ступеней и систем управления, оборудование и аппаратура стартового комплекса работали нормально».

Авторы агрегата 17Т12 были представлены на соискание Государственной премии, но работа не успела получить должной оценки – Советского Союза не стало.

С тех пор «северяне», как называли на НКМЗ работников спецпроизводства, миновали сложный период самоконверсии, освоили подземные горизонты, сейчас реализуют свои конструкторские и технологические таланты в области создания металлургического и горнорудного оборудования. В новые для себя коллективы они принесли корпоративные принципы северного производства – ответственность и творчество без права на ошибку. То, что в нынешнее время ценится особо.

Валентина Зорина, гл. редактор газеты «Вестник НКМЗ»

События
Молодая наука

5 апреля в состоялась конференция по...



Олимпиада по программированию

9 апреля 46 студенческих команд...



Работа - как "волк": не поймаешь - убежит

7 апреля прошла "Ярмарка профессий"...



День рождения ЭГФ

30 марта свой 16-й день рождения отметил...



Страна детства

6 апреля волонтеры ДГМА посетили школу-интернат...



Будь здоров!

12 апреля ССУ организовало веселые конкурсы...



Дело художника - приносить радость

30 в Творческой гостиной Академии открылись...



Сказочный КВН

Команды факультетов собрались, чтобы показать...




Главная страница выпуска | Самый свежий выпуск