ГАЗЕТА ДОНБАССКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОЙ АКАДЕМИИ

Логотип Официально
Повышены именные стипендии ЗАО "НКМЗ"

Размер именной стипендии ЗАО "НКМЗ"...

Кем и чем управляет студенческое самоуправление?

Прежде чем ответить на этот вопрос...

Международное признание

На между-народном научном симпо-зиуме...

Поздравляем призеров

В Харь-ковском нацио-нальном университете им. В.Н.Каразина...


События
Кибернетик - это звучит гордо

16 октября в студенческом кафе ДГМА...



Будущее науки

18 октября в актовом зале...



И комсомол, и наши стройотряды останутся в истории мечтой!

Те, кто прошли горнило комсомола...



Кризис бизнесу не помеха

29-31 октября в Донецке прошел ежегодный...



Капуэйро - это круто!

1-2 ноября в Академии прошел...



10 лет специальности "Правоведение"

2008 год стал юбилейным для специальности...



Маяки в океане

(новое положение об организации учебного процесса)

На октябрьском заседании Ученого совета принято "Положение об организации учебного процесса в ДГМА в кредитно-модульной системе обучения". Как известно, по аналогичному Положению 2003 года строился учебный процесс на протяжении последних лет. За это время накоплен опыт, который позволил адаптировать к нашим условиям европейскую систему образования. Логично, что этот опыт нашел свое отражение в новом Положении. Подготовка Положения была поручена деканам, доценту Гриню А.Г. и доценту Подлесному С.В.

Общие положения

Здесь, прежде всего, уточнены цель и задачи. Так, целью внедрения положения является повышение качества высшего образования специалистов и обеспечение на этой основе конкурентоспособности выпускников и престижа украинского высшего образования в мировом образовательном пространстве. В задачи вошли: адаптация системы ECTS к образовательной системе Украины для обеспечения мобильности студентов в процессе обучения и гибкости в подготовке студентов, расширение возможностей индивидуальной подготовки студентов, стимулирование участников образовательного процесса, ориентация учебного процесса на развитие творческих способностей личности студента.

В этом разделе также сформулированы 13 терминов, понятий и определений. Некоторые из них, часто используемые в учебном процессе, приводятся ниже.

"Нормативні навчальні дисципліни - це ті дисципліни, що визначаються державним стандартом освіти (освітньо-професійною програмою підготовки). Дотримання їх назв є обов'язковим для вищих закладів освіти, а обсяг не може бути меншим від обсягу, встановленого державним стандартом освіти.

Вибіркові навчальні дисципліни - ті дисципліни, які вводяться вищим закладом освіти для більш повного задоволення освітніх і кваліфікаційних запитів особи для потреб суспільства, ефективнішого використання можливостей закладу освіти, врахування регіональних потреб тощо. Вони можуть бути як обов'язковими для всіх студентів, так і такими, що обираються студентами індивідуально.

Індивідуальний навчальний план студента - це нормативний документ, за яким здійснюється навчання студента, виходячи з вимог освітньо-професійної програми підготовки та з урахуванням його особливих освітньо-професійних інтересів і потреб.

Заліковий кредит - це одиниця виміру навчального навантаження, необхідного для засвоєння змістових модулів або блоку змістових модулів.

Модуль - це задокументована завершена частина освітньо-професійної програми /навчальної дисципліни, практики, державної атестації/, що реалізується відповідними формами навчального процесу".

Внесено понятие "сдача модуля", которое предполагает выполнение студентом комплекса мероприятий, запланированных кафедрой и согласованных с деканатом, необходимых для получения положительной оценки.

Организация учебного процесса

В этом разделе определено применение ряда важнейших документов. Так, в учебном плане специальности определены нормативные дисциплины (обязательные для изучения, являющиеся стандартом специальности) и выборочные дисциплины (по выбору вуза и выбору студента). Установлен триместровый график (продолжительность триместров - 15, 9 и 10 недель). В учебном плане определена последовательность изучения дисциплин. Установлено, что общая недельная нагрузка не может превышать 54 часа. Аудиторная нагрузка при этом для бакалавров не превышает 28 часов, для специалистов - 24 часа, а для магистров - 18 часов. Суммарный объем всех дисциплин на год должен быть не меньше 60 кредитов.

Установлено количество курсовых проектов и работ для бакалавров. Их общее количество - 5-6 за период обучения и не более 3 за учебный год. В одном триместре не может планироваться больше 1 КП и 1 КР.

Итоговым контролем по нормативным дисциплинам и дисциплинам выбора вуза планируется только экзамены и зачеты, а по дисциплинам свободного выбора студента - модульный контроль.

Определены структура и содержание учебной программы и рабочей учебной программы дисциплины. На этом пункте мы не будем подробно останавливаться, так как преподаватели Академии не так давно их скорректировали. Поэтому они соответствуют новому Положению.

Основным студенческим документом, который успешно заменил зачетную книжку, является индивидуальный учебный план студента. В него вносятся дисциплины, которые студент должен изучить в течение учебного года. Нормативные дисциплины составляют базовую часть плана, изучение их определено образовательно-квалификационной характеристикой специальности (направления обучения). Дисциплины по выбору определяют вариантную часть плана, которая формируется с учетом потребностей рынка, личных потребностей и интересов в будущей профессиональной деятельности.

Демократичные принципы высшего образования заложены в порядок составления индивидуального учебного плана. Так, до 1 апреля каждого учебного года общеобразовательные кафедры готовят предложения по дисциплинам свободного выбора, а выпускающие кафедры - предложения по дисциплинам свободного выбора студентов. Деканаты до 15 апреля составляют сводный перечень дисциплин по курсам и специальностям и доводят его (через старост) до студентов. Каждый студент вместе с куратором, руководителем НИРС и заведующим кафедрой формируют перечень дисциплин свободного выбора до 30 апреля. По желанию студента в план могут быть включены некоторые дополнительные дисциплины из других траекторий подготовки. После утверждения проректором по учебной работе индивидуальный учебный план студента становится обязательным к исполнению каждым студентом. В бланке индивидуального плана предусмотрены графы для простановки результатов обучения по модулям и по дисциплине в целом. Поэтому план успешно заменил зачетную книжку.

Предусмотрена организация дополнительных занятий. Так, дополнительные (бесплатные) занятия организовываются для студентов первого курса, у которых есть затруднения в изучении дисциплин: высшая математика, информатика, начертательная геометрия и инженерная графика, химия (для специальностей металлургического направления) и других дисциплин по решению деканата. Цитата из Положения:

"Організація таких занять полягає в наступному:

- куратор групи складає список студентів, яким необхідні додаткові заняття. Списки формуються на основі опитування студентів і рекомендацій викладачів, які проводять заняття з зазначених вище навчальних дисциплін;

- списки з інформацією по кожному студенту передаються до відповідних деканатів (заступнику декана) для аналізу та уточнень, після чого надсилаються до навчального відділу;

- в навчальному відділі на основі наданих списків формуються групи для проведення додаткових занять з відповідних навчальних дисциплін і за рекомендацією кафедри призначається викладач для їх проведення;

- для проведення додаткових занять призначаються викладачі з числа найбільш досвідчених, які мають великий досвід практичної роботи;

- викладачі, призначені для проведення занять, при необхідності інформують деканат або кураторів групи про результати навчання студентів".

Контроль успеваемости студентов

Это наибольший по объему раздел Положения и наиболее важный, как для преподавателей, так и для студентов.

В основе контроля знаний лежит контроль по изученному модулю дисциплины. В последний модуль рекомендуется включать материал, который обеспечивает проверку теоретических знаний, умений и навыков для решения практических задач всей изучаемой дисциплины. Курсовые проекты и работы, а также все виды производственной практики рекомендуется делить на 2-4 модуля. В модуле оговариваются все точки, формы и методы контроля. Контроль может производиться только в аудиторное время. Каждая кафедра должна обеспечить выбор системы контроля, объективность контроля и минимизировать аудиторное время контроля. Выбранная система контроля согласуется с деканом факультета. Ведущий преподаватель передает в каждую студенческую группу напечатанный состав модуля и график его сдачи. Итоговый рейтинг за модуль выставляется по 100-балльной шкале. Затем он переводится в национальную оценку и ECTS. Если различные виды занятий ведут несколько преподавателей, то ведущий преподаватель должен принять участие в аттестации студентов хотя бы по одному модулю. Контроль основной части материала, как правило, должен заканчиваться на предпоследней неделе, для того, чтобы осталось время на пересдачу модулей.

Вячеслав Медведев
(Продолжение следует)

На досуге
Дебют! Дебют! Дебют!

Сколько волнений и тревог, репетиций и бессоных ночей...



Что такое мужская красота?

Интересно, что такое мужская красота и как...



Vita est via

В этом году наша Академия отмечает еще один юбилей...



Мастерство иллюзии

Многие считают, что фокусники - это одетые...



Мир прекрасного

С 22 октября по 19 ноября в творческой гостинной...



"Что? Где? Когда?"

Закончите одним словом...




Главная страница выпуска | Самый свежий выпуск