Историю творит личностьВ преддверии празднования большого юбилея принято вспоминать основные вехи истории, события и личности, которые определяли эту историю. Вот и Академия, готовясь к празднованию 50-летия, возвращается к своим историческим истокам, вспоминает те имена, благодаря которым Академия сегодня - один из лучших технических вузов Украины. Газета решила познакомить молодое поколение студентов и преподавателей с этими людьми поближе. Для этого мы, корреспонденты "Академии", провели цикл интервью и представляем их вашему вниманию. Первым нашим собеседником стал доктор технических наук, профессор Лев Николаевич Соколов. Этот замечательный человек и серьезный ученый был ректором КИИ (ДГМА) 12 лет - с 1975 по 1987 год. Обладатель 6 орденов и медалей, ветеран войны, участвовавший в форсировании Дона, в Сталинградской битве на внешнем кольце обороны, освобождавший Воронежскую, Луганскую, Харьковскую области, он в то нелегкое время сумел блестяще закончить технологический факультет Московского института стали и сплавов и выбрал целью своей жизни науку и преподавание. В 1980 г. преподавательский труд Льва Николаевича был оценен званием "Заслуженный работник высшей школы". В течение 15 лет Лев Николаевич также успешно работал во Всесоюзном комитете по ковке крупных поковок при Свердловском политехническом институте, с 1985 по 1996 г. был членом редакционной коллегии журнала "Кузнечно-штамповочное производство", около 12 лет являлся членом президиума Донецкого научного центра Академии наук Украины. Сегодня Л.Н. Соколов - профессор кафедры ОМД, он продолжает вести научные разработки и воспитывать новые поколения инженеров. Лев Николаевич с удовольствием согласился поделиться своими воспоминаниями и надеждами с нашими читателями. - Лев Николаевич, как все начиналось, и какие воспоминания остались у Вас о тех далеких годах? - Начиналась моя работа в Академии, тогда еще КИИ, в 1975 году, когда я переехал в Краматорск. Положение, в котором я нашел институт, никак нельзя было назвать хорошим. Из 54 вузов Украины он твердо занимал 54-е место. Предстояло многое изменить и привести в должный порядок. Первое, на что я обратил внимание, - это кадры. Я был уверен, что в любой организации, в любом городе всегда найдутся собственные таланты, и чужих варягов приглашать к себе не стоит. Поэтому изначально всю работу я строил, опираясь на своих специалистов. Следующим этапом было внушение и своим, и чужим той истины, что периферийного образования не существует. Требования к специалистам, имеющим высшее образования, едины, и только с пониманием данной аксиомы надо организовывать работу института. Необходимо было поднять авторитет нашего вуза. Для чего, в первую очередь, я добился открытия докторского совета, который мог бы готовить собственные научные кадры. Мы постарались заключить договоры со многими вузами Украины на целевую подготовку аспирантов, сразу же начали сотрудничать с Академией наук Украины. Как ректор, я вошел в президиум Академии наук, и на базе нашего института была организована секция машиностроения. Буквально в следующем же, 1976 году, я занялся организацией вычислительного центра в КИИ. В то время далеко не все вузы Украины имели такое техническое обеспечение. Но нам с помощью НКМЗ удалось купить машину и образовать ВЦ, ставший одним из первых в Украине. Со временем была открыта специальность САПР, организовано объединение "Специалист", деятельность которого основывалась на сотрудничестве института со всеми краматорскими заводами. Каждая кафедра была связана с соответствующим отделом, где проводились большие практические и научные работы. И, таким образом, уже через год вуз перешел на уровень 1-й категории по оценке научного и преподавательского потенциала. Я вошел в Совет по оценке и финансированию госбюджетных работ Союзного Министерства, стал заместителем председателя Совета металлургов Минвуза Украины. К моменту окончания моей ректорской деятельности наш докторский совет наравне с советом МВТУ им. Баумана был признан лучшим в Союзе. К этому времени в совете защитились 34 кандидата и 10 докторов технических наук. Не только науку пришлось поднимать с колен. Когда я пришел в КИИ, на месте нынешнего стадиона была большая лужа, трава и козы. Мест иногородним в двух общежитиях института не хватало, питание в столовой, да и сама столовая были в плачевном состоянии, и внутри института нормальной студенческой жизни почти не ощущалось. Поэтому нам пришлось построить стадион со специальной тартановой дорожкой, по которой студенты бегают вот уже 27 лет. Потом привели в порядок оба старых общежития и достроили третье. Построили также новую столовую, организовали свой телецентр и телестудию, наладили работу двух баз отдыха "Тишина" и "Проминь", создали хороший студклуб. В общем, после всей проведенной работы наш институт прочно занял место среди ведущих вузов Украины. Накануне перестройки мы действительно были одними из первых. Уже в это время у нас возникла идея создания Академии. Но ее воплощение стало делом нового поколения. - Вы всю жизнь посвятили преподаванию и науке. Наверное, Вы точно знаете, как учить студентов? - Научить насильно никого, в том числе студентов, и ничему нельзя. А вуз вообще отличается от всякого учебного заведения тем, что здесь не учат, а учатся. Тот, кто думает, что просидит здесь пять лет, никаких собственных усилий не приложит и станет специалистом, глубоко ошибается. Вуз дает прекрасную возможность познания, но, главное, учит самостоятельно мыслить. Через пять лет знания могут и устареть, поэтому навык самостоятельного обучения и развития является важным фактором вузовского образования. - Какой бы Вы хотели видеть Академию в будущем? - Я бы хотел, чтобы Академия всегда работала на знания, чтобы студенты в Академии имели вес, чтобы у них были не только обязанности, но и права, чтобы они не боялись высказывать свое мнение открыто. В вузе должно существовать настоящее студенческое самоуправление. Мы не должны бояться, что студенты будут иметь слишком много прав. Так и должно быть. Очень важна культура общения преподавателей со студентами. Почему к взрослому человеку зачастую обращаются на "ты"? Без высокой культуры ни одно государство не будет процветать. В вузе должна в обязательном порядке соблюдаться трудовая дисциплина. Мои лекции, например, не начинаются, пока студенты не встанут для приветствия лектора. В то же время для каждого студента я всегда найду время для индивидуальной консультации. Администрировать в науке нельзя. Иначе не будет настоящего высшего образования. Еще я никак не могу понять, почему преподаватель должен сидеть 6 часов на кафедре? Он же не продавец. Ему, может быть, удобнее поработать в библиотеке или дома. Если человек хочет работать - он будет работать. А если он просто высиживает что-то на своем рабочем месте, то на этом все и закончится. Неплохо было бы работу лабораторий организовать круглосуточно, а не закрывать их уже в 19 часов. Если человек хочет работать - пусть работает, нельзя его ограничивать во времени. Это я говорю, опираясь на свой личный опыт: временами я работал в лаборатории с 15.00 дня до 5.00 утра. Но при всех сложностях, с которыми, в любом случае, сопряжена эволюция, хочу сказать, что нашим вузом действительно можно гордиться. Его интеллектуальный и духовный потенциал - это хорошая почва для дальнейшего развития. И у нас есть все, чтобы закрепить за собой высокое звание лучшего вуза. Алина Остафийчук |