Кадры для Академии: состояние вопросаВсе вы наслышаны о том, что наша Академия растет. Как в плане численности студентов, так и в географическом отношении, т.е. по охватываемой ее услугами территории. Понятно, что это говорит о престиже, дает надежду на будущее. Однако! Больше студентов - больший объем учебной нагрузки. Неизбежно увеличение штата преподавателей. Молодые кадры - это, конечно, хорошо. Грамотный молодой преподаватель, владеющий современными знаниями, общающийся "на ты" с компьютером, может много нового внести в традиционно преподаваемые на кафедрах дисциплины. Вместе с тем, одним из показателей, учитываемых при аккредитации любого вуза, традиционно является "процент остепененности", т.е. доля преподавателей, имеющих ученую степень кандидата или доктора наук (защитивших, соответственно, кандидатскую или докторскую диссертацию). Те, кто прошел (и проходит) "через все круги" процесса защиты знает - дело это, особенно в нынешних условиях, весьма непростое. А ведь аккредитация Академии - не за горами, в следующем году. Отсюда и высокая озабоченность руководства состоянием подготовки научно-педагогических кадров для нужд Академии, повышением эффективности работы аспирантуры. Об этом шла речь в докладе проректора по научной работе В.А. Федоринова на ученом совете от 18 апреля сего года. Каково же состояние "кадрового вопроса" в Академии на данный момент? По состоянию на 15 апреля 186 преподавателей имеют ученые степени (в т.ч. 18 докторов наук). В перспективе - защита кандидатских диссертаций в 2002 - 2005 гг. 60-ти преподавателей Академии, закончивших аспирантуру в 1998 - 2001 гг. и ранее, из них 19 человек планируют защиты диссертаций в мае-декабре 2002 г. Над докторскими диссертациями работают 25 преподавателей Академии, из них 20 человек планируют защиты диссертаций в 2002 - 2005 гг. Проректором отмечено, что в Академии реализуются мероприятия, направленные на подготовку научно-педагогических кадров для нужд Академии. На кафедрах и факультетах разработаны комплексные планы подготовки кандидатов и докторов наук; реализуется программа по работе с одаренными студентами, проводятся встречи аспирантов и соискателей с ректоратом. В Академии регулярно издаются 2 сборника трудов, включенных ВАК в перечень специализированных изданий. Аспирантам и соискателям оказывается финансовая помощь в издании монографий, статей, авторефератов, в подготовке и издании диссертаций, предоставляется возможность участия в конференциях, посещения научных библиотек и др. Понемногу активизируется и студенческая наука: реализуется программа по работе с одаренными студентами, за период с 01.01.99 г. подано 24 заявки на изобретения в соавторстве со студентами, опубликовано 265 статей, получено 40 наград на Всеукраинских и региональных олимпиадах. Вырос также прием в аспирантуру. Проблемы, конечно, есть, иначе вопрос не был бы столь актуален. Советом отмечена недостаточно высокая эффективность работы аспирантуры, результативность работы некоторых научных руководителей. Не выполнен план приема в аспирантуру в 2001 г. на кафедрах ОМД, ПТМ, АММ. Нуждается в модернизации и материально-техническая база ряда технических кафедр, осуществляющих подготовку аспирантов. Именно решение этих задач имеет первостепенную важность в кадровой политике Академии, основной целью которой следует считать поддержание высокого уровня подготовки и "научной квалификации" преподавателей, ее соответствие среднему уровню, принятому по группе горно-металлургических вузов Украины. Алексей Кабацкий |