ГАЗЕТА ДОНБАССКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОЙ АКАДЕМИИ |
|||
События | |||
В День студента, 25 января, совет студенческого самоуправления... |
26 января в читальном зале состоялся шахматный турнир... |
26 января на базе ДГМА состоялся турнир начинающих кикбоксеров... |
Официально Рассмотрены итоги работы ДГМА в 2012 году... Наибольшее количество студентов, направленных на повторное... Важным событием 1966 года стало основание новой кафедры... Отличная учеба требует много труда... |
Работодателю нужно понравитьсяПеред встречей ректората со студентами 3-5 курсов мы поинтересовались, какие вопросы волнуют наших старшекурсников. Вопросы были самые разные. И, как всегда, интересные. Не зря же их задавали старшекурсники. На них студенты получат квалифицированный ответ на встрече, которая (ко времени выхода этого номера) уже состоялась 6 февраля. Нас заинтересовала одна группа вопросов. Причем не содержание, а скорее формулировки. Чувствовалось, что некоторые двадцатилетние юноши и девушки еще не в полной мере осознают окружающий мир или смотрят на него через кривое зеркало потребительского отношения к жизни. Но начнем по порядку. Несколько вопросов касались распределения выпускников на места будущей работы. Идея вопроса вполне нормальная, ведь это на сегодняшний день самое главное. Но поставлены они были как-то по-детски. Например: «Почему Академия не трудоустраивает студентов?» Остальные вопросы – аналогичного смысла. «Должны ли нас устраивать на работу?» – подпись: бюджетники. За этими записками просматриваются два аспекта. Первый – молодой человек пока не понимает, что в этой жизни за место под солнцем необходимо бороться, а второй – на выпускающих кафедрах не разъяснили порядок трудоустройства. Но давайте разберемся в сути, ведь формы и методы распределения в рыночной экономике изменились, а у выпускников еще остались стереотипы вчерашнего дня. Итак, в давние времена все министерства бывшего СССР направляли в Министерство высшего образования заявки на молодых специалистов. Оно, в свою очередь, передавало заявки во все вузы страны. Всем было безразлично, какой выпускник придет на то или иное предприятие. Всем находилась работа. Да и базовый школьный уровень знаний, а также приобретенный уровень знаний в вузе были намного выше, чем сейчас, поэтому работодатель всегда мог найти применение выпускнику. В 90-е годы все изменилось. По старинке, министерство еще присылало заявки в вузы. Но появилась тенденция в отказе выпускникам, претендующим на ту или иную должность. Работодатель стал «проверять товар», предоставляемый вузами, и отбирать себе лучших выпускников. А поток заявок в МОН постепенно иссяк, так как предприятия стали напрямую находить нужных специалистов в вузах. Учитывая такие тенденции, министерство передало все полномочия по распределению выпускников вузам Украины. В Академии прогнозировали такие тенденции. Поэтому более 10 лет тому назад ДГМА стала инициатором создания УНПК «Специалист», в которое вошли более 50 предприятий, организаций и учебных заведений. В рамках УНПК появилась возможность реально содействовать трудоустройству выпускников. Как показал опыт, количество заявок на специалистов-«технарей» в два раза превышал наши возможности из-за нехватки выпускников. Совместно с ПАО НКМЗ внедрена Программа «3-2-1», которая уже много лет помогает студентам начать трудовую деятельность еще на студенческой скамье. Сейчас внедряется программа «4-1-инженер». Аналогичные программы начинают действовать и на других предприятиях. Для совершенствования работы с выпускниками в ДГМА был создан отдел практической подготовки, содействия трудоустройству и стажировке выпускников (ауд.1315). Сейчас сотрудниками отдела создан информационный ресурс на сайте ДГМА (http://www.dgma.donetsk.ua/студенту/працевлаштування), на котором размещены карта трудоустройства выпускников прошлых лет, визитные карточки работодателей, рекомендации по составлению резюме и первому собеседованию. Отделом создан и постоянно обновляется банк потенциальных работодателей, заключаются новые договора о трудоустройстве. Ежегодно проводятся «Ярмарки профессий», а в последние два года они переросли в «Форум работодателей». Как видите, ДГМА, заботясь о своих питомцах, сделала все для их трудоустройства. Но самая большая проблема остается в том, что двадцатилетние молодые люди думают, что их за ручку, как в детском садике, приведут на рабочее место. Это нонсенс. Работодателю нужно понравиться. Понравиться своими знаниями, образом своего мышления, умением говорить, коммуникабельностью, деловой хваткой, внешним видом и другими личными качествами. Кроме вас, никто не сможет повлиять на решение работодателя. Первая встреча с работодателем – это именно тот важнейший момент, когда вы должны применить весь арсенал своего жизненного опыта. Следует помнить, что контракт на работу заключается только с тем человеком, у которого есть потенциальные возможности нести личную ответственность по взятым обязательствам. Опытные работники отдела кадров моментально составят о вас мнение, которое повлияет на окончательное решение. Небольшие наблюдения во время проведения «Форума работодателей». На Форум прибыли более 50 представителей предприятий, руководителей городов и областей, представителей областной и ряда городских служб занятости. Они приехали со своими стендами, проспектами, кинороликами, раскрывающими деятельность предприятия. Им нужны были молодые специалисты, иначе они бы не появились в стенах ДГМА. (посмотрите киноролик «Форум работодателей – 2012» vk.com/mediagrupa_academia/видеозаписи). А вот студенты пришли на Форум в своей повседневной форме одежды и не имея в руках даже резюме о себе. Конечно, те, в ком был распознан деловой потенциал, получили согласие на вторую беседу уже на предприятии, а пришедшим «просто так» был дан отказ. Они не воспользовались уникальной возможностью получить контракт, не выходя за пределы ДГМА. Конечно, ответственность за фиаско должны разделить и выпускающие кафедры, которые не сумели донести до сознания студентов важность мероприятия. Но все же кормить себя и свою будущую семью предстоит вам самим. Поэтому в будущем не упускайте свой шанс. Несколько слов о резюме. Ранее его писали студенты по аналогии с доступными вариантами в Интернете. Скупо перечислялись знания и умения претендента. Но в них редко встречались «изюминки», которые заинтересовали бы работодателя. Мне известен любопытный факт, когда невыразительное резюме выпускницы было доработано ее старшей подругой, которая уже 5 лет проработала на заводе. В нем остались все те же факты, но представлены они были так, что работодателю было очень трудно ей отказать. В настоящее время студентка получила согласие на трудоустройство. Себя нужно еще и суметь представить. Поэтому искусству формирования практических навыков трудоустройства с этого года обучают в дисциплине «Трудоустройство и деловая карьера». Дисциплина будет полезной для студентов, совершающих свой первый шаг в трудовой жизни. Но искать работу на 4-5 курсе – это фактически бежать за отправляющимся поездом. Правильнее и полезнее было бы заключение договора еще на младших курсах. Нужно понимать, что договор, заключенный на ранней стадии, обеспечивает возможность адаптации студента к будущему рабочему месту еще на студенческой скамье, его социальную защиту, а впоследствии – более быстрый карьерный рост. Обратимся к опыту других стран. В развитых странах Европы, Азии или Америки двадцатилетний человек, не знающий, где и кем он будет работать, – нонсенс. Вуз – это не детский сад. И любой нормальный человек еще на студенческой скамье задумывается о своем будущем, а не ждет манны небесной. Иначе он никогда ничего в этой жизни не добьется. В конце хотел бы упомянуть о высшем классе трудоустройства. А именно о создании выпускниками собственных предприятий. Такой опыт в нашем городе уже есть. Правда, предприятия создаются только выпускниками факультета ФАМИТ. С некоторыми из них (например, «QuartSoft») уже Alma mater заключает договора на трудоустройство. А недавно, по инициативе ДГМА, в Краматорске создана ассоциация IT-шников. Предприятия, созданные нашими выпускниками, уже берут на работу наших выпускников, но опять же – только имеющих высокие показатели в учебе. Эта тема уже не раз обсуждается в газете. В Академии она актуальна. А мы надеемся, что эта статья также поможет в формировании жизненной позиции наших студентов. P.S. Репортаж со встречи ректората со студентами будет опубликован в следующем номере. Но хотелось бы обратить внимание на формулировки и содержание вопросов. Многие из них неконкретны. На такие записки сложно отвечать. |
На досуге Обожаю февраль - именно в этом месяце есть особый день... Мечтаете открыть для себя мир кино?.. Вы не любите читать книги?.. В романе Брэма Стокера герои пытаются спасти жизнь девушки... |