События C 8 по 10 апреля в Академии прошли Всеукраинская олимпиада... Так сложилось, что Всеукраинская олимпиада по начертательной геометрии... Першого квітня цього року мені випала честь представляти нашу Академію на Всеукраїнській олімпіаді... 8 апреля 2008 г. была проведена Пятая всеукраинская студенческая олимпиада... 11 апреля в Академии произошло историческое событие... |
ДГМА с уверенностью смотрит в будущее!К своему 55-летнему юбилею Академия пришла с высокими и весомыми показателями. Как ректору, мне бы хотелось в канун празднования юбилейной даты еще раз вспомнить и рассказать о тех знаменательных вехах, которыми была отмечена история КИИ-ДГМА. Оглянувшись назад, мы можем утверждать, что ДГМА оправдала надежды своих создателей. Она превратилась из маленького филиала, а позже небольшого регионального индустриального института, в политехнический вуз национального уровня. За этим стоит большой и вдохновенный труд многих поколений ее замечательных ученых, педагогов и выпускников. Открывается первая страница истории Академии, которую никак нельзя отделить от истории Донецкого края, истории Украины, процессов, протекающих в нашем обществе и Европе. Сегодня мы являемся участниками событий, связанных с европейской интеграцией, в том числе и в рамках реализации Болонской конвенции. Осуществляется структурная перестройка образования, идет поиск оптимальных схем подготовки специалистов и места учебных заведений всех уровней в образовательном пространстве. Безусловно, это касается и участников подготовки специалистов по машиностроительному профилю, включая вузы, колледжи и техникумы, учебные заведения профессионально-технического образования. Присоединение Украины к Болонскому процессу явилось убедительным фактом международного признания нашей системы высшего образования. Вместе с тем это требует от нас дальнейших коллективных усилий, направленных на обеспечение соответствия отечественного высшего образования европейским стандартам. В последние годы наше общество существенно приблизилось к состоянию, когда основными ценностями все в большей мере становятся человеческий капитал, получение знаний и умение их эффективно использовать, как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Образование и наука становятся в авангарде этих процессов, поскольку именно они формируют интеллектуальные ресурсы нации. Сегодня в мире изменяется фундаментальная роль высшего образования - из категории элитарных стандартов оно переходит в статус социально-культурного минимума. Оно становится своеобразным пропуском в сферу профессиональной деятельности. В таких условиях важно не допускать снижения качества образования. Уже достигнув высокого уровня качества и гарантируя его в дальнейшем, мы вынуждены будем решать эту задачу самостоятельно, продолжая расширять свою, завоеванную часть рынка труда и, присоединяясь к европейской сети, гарантировать качество образования в процессе Болонских преобразований. На этом пути ключевым подходом становится достижение более тесного взаимодействия образования, науки и высокотехнологичного производства. Эти элементы, формируя инновационный процесс, должны быть взаимосвязаны между собой, и основа этому в академии уже заложена. Если чуть более подробно, то такая сложная категория, как качество, представляет собой множество составляющих самых различных направлений деятельности Академии: это и конкуренция развития, и учебные книги и программы, и, безусловно, научная деятельность, квалификация и состав преподавательского корпуса, состояние технической базы, воспитательная работа, наконец, качество приема, как уровень базовой подготовки абитуриентов при поступлении в Академию и многое другое. И можно отметить, что, в целом, Академии удается обеспечить высокое качество подготовки своих выпускников. Не случайно она занимает передовые позиции в рейтинге технических университетов Украины. Внедрение кредитно-модульной системы с сентября 2005 года позволило повысить эффективность управления качеством образования в Академии. Академия стала более открытой для зарубежных вузов, создала условия для обеспечения мобильности студентов и преподавателей. Важной составляющей качества подготовки будущих инженеров является не только их теоретическая, но и практическая подготовка. Тесные связи с нашими базовыми предприятиями позволяют это делать на хорошем уровне. Студенты Академии привлекаются к реальной производственной деятельности, к реальному курсовому и дипломному проектированию с последующим прочным закреплением на этом предприятии для трудоустройства. Одним из решений является предоставление таким студентам конкретных рабочих мест на предприятии с параллельным обучением в академии. Установилась и уже длительное время сохраняется тенденция роста количественных и качественных показателей научной деятельности Академии. Это дает возможность подготовки высококачественных, конкурентоспособных специалистов на основе использования в обучении результатов научных исследований и инноваций, привлечения студентов к выполнению научно-исследовательских работ, в том числе и в рамках Программы работы с одаренными студентами, открытой в 1999 году. Решению задачи повышения качества подготовки специалистов на основе совершенствования информационного обеспечения учебного процесса способствует внедрение автоматизированной библиотечно-информационной системы "УФД/Библиотека", отвечающей международным стандартам и обеспечивающей комплексную автоматизацию всех библиотечных процессов. Создана структурированная кабельная сеть Академии, постоянно обновляется компьютерный парк, расширяется парк серверов, образовано единое хранилище методических разработок, которое доступно с любого компьютера сети. Открыт сайт для организации дистанционного обучения. Сегодня Академия имеет необходимые технические средства для расширения применения новых технологий, и это большой резерв в повышении качества образования. Несомненно, в вопросах качества подготовки очень многое зависит от преподавателей. В ДГМА высококвалифицированный преподавательский коллектив, а кадровая политика в Академии нацелена на его укрепление, подготовку молодых преподавателей. Нужно отметить и еще одно - постоянное внимание к студентам, к их проблемам и нуждам. В ДГМА учиться трудно - это известно. Многие студенты, особенно на первых курсах, попадают в сложное положение, теряются. Поэтому в Академии действует система помощи тем, кто хочет учиться, но имеет пробелы в школьной подготовке. Эта система распространяется и на период довузовской подготовки через сеть подготовительных курсов, Малый факультет, Малую академию наук. Эта тема, на первый взгляд, может показаться не очень существенной, но если говорить о высококачественном образовании, то и это очень важно, и это тоже в лучших традициях вуза. Сегодня ДГМА - в числе наиболее крупных технических вузов Украины и занимает достойную нишу в национальной системе образования. Однако исторические корни и географическое положение академии обязывают ее по-прежнему заботиться о подготовке кадров для Северного региона Донбасса, насыщенного промышленными и другими предприятиями и организациями. Развитие производственного потенциала региона, его структурная перестройка, применение и развитие современных наукоемких производственных технологий во многом определены кадровым потенциалом региона. В условиях складывающейся благоприятной конъюнктуры в производственной сфере и обслуживании появляются сдерживающие факторы, прежде всего связанные с нехваткой квалифицированных специалистов. Особенно остро стоит проблема с инженерными кадрами в производственной сфере. Эта проблема усугубляется еще и тем, что в период кризисных явлений инженерный корпус промышленных предприятий резко сократился в результате естественного старения и вынужденных увольнений. Такая картина наблюдается по всей Украине. В силу известных социальных причин в начале 90-х годов появилась тенденция регионализации образования, которая практически сохраняется и в настоящее время. Это резко сократило приток на предприятия региона молодых специалистов, прошедших подготовку в других вузах и научных школах, а также породило дефицит необходимых специальностей. Другая сторона этой проблемы - проблема "утечки мозгов": отъезд по собственной инициативе из региона на учебу в другие вузы части одаренных выпускников школ, которые, как правило, назад не возвращаются. Интеграционные процессы в образовательной сфере в связи с Болонским соглашением, цель которого - создание к 2010 году общеевропейского образовательного пространства, будучи в целом положительным явлением, на первых порах могут еще более обострить кадровую проблему в регионе. Одна из задач, которую мы сегодня должны решить - это убедить наиболее талантливых и способных выпускников остаться в регионе, обеспечить их достойное образование, трудоустройство и конкурентоспособность. И первые успехи в этом направлении обнадеживают нас. Академией и тремя московскими вузами - МГТУ "МВТУ им. Баумана", МГТУ "МИСиС", МГТУ "Станкин" подписаны договора о совместной подготовке специалистов и магистров для предприятий региона по нескольким различным моделям. Мы предполагаем вариант кооперации и с другими вузами, когда академия выступает единым организатором подготовки специалистов по согласованным учебным планам с другими вузами Украины и Российской Федерации. Такая подготовка позволяет на ранней стадии выявлять возможности студентов, отбирать наиболее одаренных и сокращать расходы предприятий на подготовку специалистов. Решение кадровой проблемы предприятий, эффективность и качество подготовки специалистов различной квалификации находятся в числе стратегических факторов экономики региона. И ДГМА является одним из основных звеньев формирования единого пространства качественного кадрового и научного обеспечения предприятий региона, решая задачу подготовки специалистов, способных владеть инновационными производственными технологиями. Эта задача по важности сегодня имеет государственное значение. А впереди - жизнь! |
На досуге Волейбол - одна из самых любимых массовых спортивных игр... Свой день рождения факультет начал с хорошего настроения... В урочный день, в урочный час мы снова рады видеть вас... Согласно юмористическому сообщению, опубликованному в журнале "MAXIM"... |