ГАЗЕТА ДОНБАССКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОЙ АКАДЕМИИ |
||||||
На досуге | ||||||
Если говорить конкретно обо мне, Академия – это мой второй... |
Когда в начале мая мы прилетели в США... |
"Минут двадцать поиграю – и все"... |
В статье этимоло-гического словаря, посвященной этому слову... |
Официально День Соборности Украины установлен Указом... В Академии по сравнению с прошлым годом показатель... Центральный комитет профсоюза работников образования... В конце прошлого года в ДГМА состоялась... |
Умеете ли вы работать с текстом?(основные правила работы с текстом в вопросах и ответах)Насколько важно знать правила работы с текстом?Помимо аудиторных форм работы (лекций, практических занятий, семинаров) студентам приходится много работать самостоятельно. Формы самостоятельной работы чрезвычайно разнообразны по своему содержанию: работа с текстом, анализ проблемы, поиск решения и т.д. Большее значение в самостоятельной работе студентов придается умению работать с текстом. Не овладев этими умениями, невозможно полноценно включиться в самостоятельную работу, которая является эффективной формой учебной работы студентов и мощным резервом профессионального роста. С чего начинается работа над текстом?Сначала прочтите текст (при чтении книги некоторым нужно искоренить школьную привычку беззвучно проговаривать слова и двигать губами, охватывайте текст взглядом) и осмыслите его в целом. Условно разделите текст на логически связанные между собой части. Сформулируйте главную мысль каждой части в форме тезиса (или тезисов). Дополните тезисы фактами и объяснениями, взятыми из текста. В процессе чтения текстов целесообразно составлять схемы. В этом случае работаем с отдельными частями текста (целый его абзац "сжимается" в одно - два предложения), которые связаны по смыслу с другими частями. Такое составление схемы текста (особенно при работе с научным текстом) приводит к точному и прочному запоминанию его содержания. Но наиболее традиционным приёмом работы с текстом является конспектирование. Какие бывают виды конспектов?В зависимости от цели конспектирования выделяют различные виды конспектов. Так, при подготовке к какому-либо выступлению составляют план-конспект. В нём, кроме плана, могут быть цитаты или изложение мыслей автора. Если необходимо ограничиться только цитатами, такой конспект называют текстуальным. Когда мы работаем над какой-либо проблемой, вопросом или темой, изучаем различные источники, то это тематический конспект. Наиболее полезным и эффективным для изучения литературы считают свободный конспект, в котором есть и цитаты, и собственные формулировки, логические переходы от одной части к другой, краткое изложение частей текста. Широкое распространение получили опорные конспекты, которые внешне напоминают схемы, но значительно информативнее. Все виды конспектов имеют свои позитивные черты и недостатки. Выбор всегда остаётся за тем, кто этот конспект составляет. Как при составлении конспекта правильно сокращать текст?Сокращение текста осуществляют различными способами. Можно использовать авторские фразы, отбрасывая слова, которые имеют второстепенную информацию. Но более полезным является переформулировка текста, поскольку самостоятельно сформулированная фраза запоминается в семь раз быстрее, чем та, которая написана под диктовку. Сокращение текста зависит и от умения использовать сокращения отдельных слов и словосочетаний, аббревиатуру и замену некоторых слов символами. Но такие сокращения должны легко расшифровываться и не иметь двойной смысл. Говоря о сжатости текста, следует отметить, что общепринятыми являются такие нормы: общий объём конспекта должен быть в 7-15 раз меньше текста, который конспектируется. Такого сокращения достигают за счёт тщательного отбора информации. Следует отметить, что при конспектировании больших текстов сокращение должно быть большим, а при сокращении небольших допускается меньшее сокращение. Обязательно ли оформлять конспект маркерами, цветными ручками?Процесс работы с текстом предполагает активную умственную работу. Поэтому большое значение имеет не только структура записей, но и их оформление. Это улучшает закрепление информации в памяти, облегчает зрительное восприятие материала и визуальное припоминание. "Цветное" оформление необходимо в ходе проработки текста, выделения слов, фраз, заголовков в тексте и на полях. Но есть здесь и негативная сторона. Не стоит оформлять конспект маркерами и цветными ручками в ходе лекции. Такое оформление отвлекает внимание от процесса слушания, снижается сосредоточенность на переработке и фиксации учебного материала. В результате возникают информационные пробелы в самом конспекте. Нужно ли при составлении конспекта обращать внимание на почерк?Многие считают это сугубо личным делом. Но, несмотря на это, конспект мы пишем для себя. "Грязные", неаккуратные записи свидетельствуют о низкой эстетической культуре человека, неуважении к самому себе. Нередко тот, кто имеет неразборчивый почерк, со временем не может прочитать собственные записи. Если ваш конспект приятно взять в руки и буквы не "слипаются", таким конспектом удобно пользоваться и его содержание легко усваивается. Можно ли использовать при подготовке чужой конспект?Конспект - это осмысленный анализ текста, предполагающий отбор, сокращение и фиксацию информации. Эта информация имеет сугубо индивидуальный характер, что объясняется рядом причин. Во-первых, каждый студент имеет свой активный словарный запас. При чтении чужого конспекта выявится, что есть лишняя информация, а необходимая - отсутствует. Кроме того, все мы имеем разный уровень информированности, по-разному сокращаем и обобщаем полученную информацию. Поэтому информация, полученная от лектора, вроде бы та же самая, но для нас это незнакомый текст, и для его проработки необходимы дополнительные усилия. Поэтому чужой конспект является малопригодным для использования. Нужно ли писать конспект, если есть собственный учебник?Да, необходимо. Конспект - это активный способ не только понимания и запоминания информации, но и концентрации внимания на том, что читают. При конспектировании нужно уметь правильно отобрать нужную информацию, суметь изложить её кратко и понятно, не допустить смысловых потерь. С учётом рассмотренных правил работы с текстом, с помощью теста определите уровень сформированности ваших навыков конспектирования. 1. Мой конспект имеет привлекательный внешний вид. 2. Я иногда не могу прочитать в конспекте отдельные слова. 3. Когда я читаю конспект, я не всегда понимаю структуру изложенного материала. 4. При конспектировании я обычно дословно переписываю фрагменты текста. 5. Мой конспект имеет место (поля) для заметок. 6. Я использую сокращения и специальные значки (символы) и всегда могу их расшифровать. 7. Я структурирую текст с помощью схем, таблиц, разноцветных маркеров. 8. Пользуясь конспектом, я не всегда могу воспроизвести содержание законспектированной информации. 9. Как правило, в конспекте я записываю мысли своими словами. 10. Я могу выделить главную мысль в тексте и сокращённо её зафиксировать в конспекте. Оцените свои результаты, засчитав по 1 баллу за каждый положительный ответ на вопросы 1,5,6,7,9,10 и за каждый отрицательный - на вопросы 2,3,4,8. Если вы набрали от 3 до 5 баллов - вы имеете низкий уровень навыков конспектирования, ваш конспект мало пригоден для работы на практических занятиях, нужно уделять внимание формированию навыков конспектирования. От 4 до 7 баллов - вы владеете некоторыми навыками конспектирования, но ваш конспект имеет много недостатков. Начните с устранения наиболее важных недостатков. От 8 до 10 баллов - ваш конспект отвечает всем требованиям конспектирования, но совершенствованию нет предела. |
События Закончилась спартакиада "Здоровье"... В декабре прошлого года в Академии был создан... Прошла отчетно-выборная конференция... К новому году литераторы Краматорска... |