ГАЗЕТА ДОНБАССКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОЙ АКАДЕМИИ |
||||||
Официально | ||||||
Свой вклад в золотой интел-лекту-альный фонд страны... |
Прежде всего, необходимо уточнить, что приезд комиссии... |
24 ноября отметил 70-летний юбилей... |
Колектив кафедри ОКММ... |
События Праздник есть праздник, а студенты - не те люди, которые могут... Семьдесят лет назад появилось на карте города учебное заведение... 9 ноября в Академии состоялось открытие учебного центра... Участие в фестивале приняли 15 лучших команд... Так уж сложилось, что их праздник совпал со знаменательной датой... 2 ноября 2007 года на базе обкома профсоюзов... |
Без науки нет вуза!Научная деятельность Академии известна далеко за пределами Украины. Разработки и изобретения ведущих ученых нашего вуза создают неограниченные возможности для развития науки в самых прогрессивных направлениях техники и экономики. Но кто будет продолжать научные традиции Академии, и придет ли на смену мэтрам такое же сильное поколение ученых? Это зависит от того, как сегодня обучаются студенты и какие возможности есть у перспективной молодежи. 30 лет назад в стране и в КИИ (ДГМА) была налажена эффективная система научно-исследовательской работы студентов. Которая и до сих пор приносит свои плоды - многие юные изобретатели того времени сегодня являются столпами украинской науки. Для того чтобы возродить эту систему, ректорат Академии решил провести в учебном процессе некоторые нововведения. Подробнее об этом нам рассказал проректор по научной работе Играмотдин Серажутдинович Алиев. - Что такое научно-исследовательская работа студентов (НИРС) и для чего она вводится? - Научно-исследовательская работа студентов является важным фактором при подготовке молодого специалиста и учёного. Научная работа студентов - это не новое понятие. Мало того, она всегда присутствовала в учебных курсах спецдисциплин. Но нужно четко разделять учебно-исследовательскую работу и собственно научную. Ведь не все 100% студентов хотят и могут быть учеными. А вот развивать свои теоретические и практические знания необходимо всем. Особенно, в курсовых, практических, лабораторных работах и дипломных проектах. Наша задача - расширить исследовательскую сторону учебного процесса и ввести на 3-4 курсах отдельные дисциплины по основам научных исследований. В то же время необходимость самой научно-исследовательской работы студентов, постоянной и непрерывной, очевидна. Плавный переход от простых форм НИРС к более сложным позволяет студенту гармонично развиваться, помогает ему набирать силы для того, чтобы подняться на следующую ступень науки, не испытывая при этом чрезмерных нагрузок. Выигрывают все: сам студент приобретает навыки, которые пригодятся ему в течение всей жизни, в каких бы отраслях народного хозяйства он не работал: самостоятельность суждений, умение постоянно обогащать запас знаний, обладать многосторонним взглядом на возникающие проблемы, просто целенаправленно и вдумчиво работать. Затрачивая своё личное время, студент развивает такие важные для будущего исследователя качества, как творческое мышление, ответственность и умение отстаивать свою точку зрения. Со стороны преподавателя необходимы доброе внимание и поддержка, без которых студент, особенно на младших курсах, не захочет (да и просто не сможет) заниматься скучной наукой, какой кажется почти любая дисциплина на начальных стадиях ее освоения. Таким образом, руководители научной работы студентов должны стать друзьями, наставниками, коллегами для своих подопечных. - Как вы оцениваете существующую систему научной работы с молодежью? - Сегодня научная работа студентов и преподавателей Академии находится на достаточно высоком уровне. Об этом свидетельствует статистика. Но для того, чтобы не потерять свой престиж и оставаться достойным учебным заведением, мы должны постоянно совершенствовать нашу работу. И прежде всего - в науке. Без науки, и особенно студенческой, нет вуза. Тем более важной представляется задача развития НИРС в свете вхождения в европейское образовательное пространство. Мы нашли неплохую форму работы с одаренной, наиболее подготовленной студенческой молодежью, предусматривающую раннее выявление таких молодых людей, их прикрепление к заинтересованным руководителям. Программа работы с одаренными студентами, которая давно уже стала нормой в нашей Академии, является прекрасной почвой для создания творческой исследовательской атмосферы. Творческие лаборатории наставников на выпускающих кафедрах способствуют вовлечению студентов в научную работу уже к 3-му курсу, что обеспечивает преемственность и эффективность в исследовательской работе. Теперь мы должны перейти на более высокий уровень и подтвердить свое звание высшего учебного заведения с развитой наукой. И для этого наладить систему сквозной НИРС. Если выпускные работы магистров являются исследовательскими, то количество дипломных проектов с исследовательской частью незначительная - всего 13%. Остаются низкими и показатели сдачи кандидатских экзаменов магистрами, то есть степень их подготовленности к аспирантуре. Очевидно, не все студенты заблаговременно приступают к углубленным исследованиям. А ведь по оформлению и содержанию магистерская работа - это мини-диссертация, и она требует серьезного подхода, большого запаса времени и высокого уровня подготовки. Поэтому прием в магистратуру необходимо осуществлять на конкурсной основе. Наверное, и назначение руководителей магистерской работы так же. Мы поощряем студентов. Ежегодно лучшие выпускники Академии принимают участие в награждении студентов Донецкой области, получают ценные призы и признание на всеукраинском уровне. Кроме того, командировки, олимпиады, конкурсы, публикации в престижных научных изданиях тоже являются весомым моральным поощрением для молодых ученых. В этом году впервые введены премии руководителям за достижения в научно-исследовательской работе подопечных студентов и одаренной молодежи. - В каких вузах преподается курс НИРС, и какие результаты это дает? - В Европе и в столичных вузах СНГ НИРС давно вошел в учебную программу. С первых курсов молодые люди привыкают к самостоятельности, ответственности и инициативности в своей работе. Уже к последнему году обучения они точно знают - какую область науки или практики они хотели бы освоить в своей дальнейшей профессиональной деятельности. Это - самое главное для любого студента. В нашем регионе такая практика только начинает внедряться. И мы идем если не впереди многих вузов, то в передовой колонне вузов Донбасса и Украины. Конечно, быть на передовой всегда трудно. Но разве мы не достойны занимать место лидеров? Наша главная проблема - это выход на международный уровень. Гранты, стипендии, стажировки, конкурсы - вот те формы, которые надо энергично осваивать. Первые пробы весьма удачные. На Международном конкурсе магистерских работ в МИСиСе (Москва) 4 года подряд мы неизменно побеждаем. Цифры За последние три года: 422 статьи опубликовано совместно со студентами 165 студенческих докладов представлено на международных и всеукраинских научных конференциях 67 заявок подано на изобретения и полезные модели 59 наград получено на олимпиадах разных уровней 35 наград получено на конкурсах студенческих научных работ |
На досуге Вот и осень подходит к концу, а это для многих в нашей студенческой среде... Я отвечу на русском языке, так как... Человеческой природе свойственен особый подход к восприятию образов... Такие люди составляют всего 2% населения Земли... |