ГАЗЕТА ДОНБАССКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОЙ АКАДЕМИИ

Логотип События
Новости

6 сентября в сквере Героев прошел Митинг, посвященный...


Азовский Казантип

Открытие 6го Международного фестивал...



Официально
Ключ на старт

Новое пополнение - наши первокурсники...



Изобретатели академии

Весьма существенна также в прогрессе изобретательства и роль высшей школы...



Новый учебный год - новые перспективы

31 августа в академии состоялась Конференция трудового коллектива. Сотрудники, преподаватели и руководство вместе подводили итоги прошлого учебного года и определяли приоритетные направления будущего развития. Все обсуждения велись в свете того, что уже через 1,5 года академия будет проходить повторную аккредитацию.

Традиционно основную часть конференции составил отчет ректора академии Владимира Анатольевича Федоринова. Важнейшие положения этого документа мы приводим в нашей газете.

Кадры

Как и в предыдущие годы, кадровая политика в Академии была нацелена на стимулирование профессионального роста преподавателей и научных работников, создание необходимых условий для творческого труда, подготовки и защиты диссертаций, получения ученых званий.

Первой и наиболее важной задачей для успешной аккредитации специальностей, кафедр и академии в целом является соответствующее требованиям кадровое обеспечение учебного процесса и научных исследований. Основными требованиями и критериями Министерства образования и науки Украины и Государственной аккредитационной комиссии, что касающимися вопросов кадрового обеспечения, являются:

1) для кафедр и специальностей IV-го уровня аккредитации, которые ведут подготовку магистров - зав. кафедрой в обязательном порядке должен быть доктором наук или профессором. Для кафедр III-го уровня аккредитации это условие является не обязательным, но весьма желательным;

2) чтение не менее 10% дисциплин учебного плана подготовки бакалавра докторами наук, профессорами. При подготовке магистров доктора наук, профессора должны перекрыть не менее 40% читаемых дисциплин магистерской программы;

3) преподавание одним лектором не более 4 учебных дисциплин;

4) соответствие базовой подготовки, ученой степени, ученого звания и профиля научной деятельности преподавателей профилю читаемых дисциплин;

5) наличие научных публикаций в специализированных изданиях и методических разработок по профилю преподаваемых дисциплин;

6) прохождение стажировки или повышения квалификации всеми преподавателями по профилю преподаваемых учебных дисциплин не реже 1 раза в пять лет.

К сожалению, на данный момент в академии существует серьезная проблема. Процент преподавателей высшей квалификации - докторов наук, профессоров и кандидатов наук, доцентов не достаточно высокий.

Чтобы изменить ситуацию с кадровым обеспечением учебного процесса и существенно улучшить показатели качества кадрового состава, академия должна применить все возможные рычаги как морального, так и материального и административного воздействия на повышение эффективности работы аспирантуры и докторантуры.

Лицензирование и аккредитация

В процессе подготовки к повторной аккредитации 2009 года в академии был издан приказ № 2 от 11 января 2007 года, в соответствии с которым с целью оценки результатов деятельности за период с 01.09.2004 года по 15.03.2007 года была создана комиссия под председательством ректора и которым зав. кафедрами было предписано провести самоанализ деятельности кафедр по предложенной схеме и до 16 марта 2007 года передать материалы в соответствующий деканат. Деканы во исполнение этого приказа создали на факультете соответствующие комиссии по проведению самоанализа деятельности кафедр факультета и назначили экспертов по каждой кафедре. Результаты самоанализа после работы комиссий и заключения экспертов были рассмотрены на ученых советах факультетов и на общем собрании профессорско-преподавательского состава академии.

По многим направлениям деятельности академия имеет достаточно высокие показатели.

Однако усиливающаяся с каждым годом конкуренция на рынке образовательных услуг со стороны других учебных заведений, постоянно ужесточающаяся система лицензирования образовательной деятельности и аккредитации направлений и специальностей, новые, более жесткие требования к критериям и нормативным показателям, более жесткие подходы экспертизы, включая оценку качества подготовки специалистов на всех уровнях, особенно на квалификационном уровне магистров, - всё это требует от нас детального анализа и разработки мероприятий по доведению всех или хотя бы основных показателей до уровня установленных требований.

Достаточно остро стоит проблема качества подготовки специалистов разных квалификационных уровней, в том числе при аккредитации специальностей. При аккредитации уже сегодня контроль остаточных знаний во многих случаях проводит инспекция вузов по своим билетам без участия преподавателей соответствующих кафедр. И это выдвигает ряд задач, в частности соответствия программ учебных дисциплин содержанию экзаменационных билетов, по которым осуществляется контроль остаточных знаний студентов, а также необходимость достаточно высокого уровня подготовки наших студентов по согласованным программам учебных дисциплин. И этого, достаточно высокого качества мы должны достичь при условии сокращения часов на аудиторную работу, делая упор на самостоятельную работу студентов. Поэтому мы должны быть готовы и к дальнейшему сокращению часов аудиторной нагрузки, создавая средства обучения и контроля знаний, обеспечивающие высокую эффективность и высокий уровень подготовки специалистов даже при недостаточной базовой школьной подготовке абитуриентов.

Учебная работа

В 2006-2007 уч. году кредитно-модульная система окончательно пришла в учебный процесс. Уже не ведутся разговоры о необходимости и своевременности её введения. На всех кафедрах читаемые дисциплины разбиты на оптимальное количество модулей, скорректировано необходимое количество контрольных точек, внедряются эффективные формы и методы контроля знаний студентов дневной формы обучения. В соответствии с переработанными учебными планами практически по всем учебным дисциплинам убраны промежуточные зачеты и экзамены.

В 2007-2008 уч. году по этой системе будут обучаться студенты-заочники 1 и 2 курсов и 3-го курса ускоренной формы обучения. В соответствии с этим, кафедрам, которые обеспечивают учебный процесс на этих курсах, необходимо детально продумать содержание модулей и эффективные меры их контроля.

Все выпускающие кафедры переработали учебные планы, скорректировав не только дисциплины свободного выбора студентов, но и основные дисциплины в соответствии с предъявляемыми требованиями. К сожалению, мы имеем утвержденные ОПП только по экономическим специальностям, да и то, судя по всему, они будут переделываться. Поэтому нам необходимо, поддерживая постоянные контакты с научно-методическими комиссиями министерства, оперативно реагировать на все предстоящие изменения. Особенно это касается предстоящего перехода на двухступенчатую систему "бакалавр-магистр" с планируемым дипломированием на 4-м курсе.

Вопреки опасениям некоторой части преподавателей, качество учебного процесса не ухудшилось. Но это - только начало.

Необходимо существенно улучшить практическую подготовку студентов и обеспечить участие каждого студента в научной работе.

Только при условии обеспечения устойчивой мотивации для приобретения новых знаний каждым студентом мы выполним те задачи, которые в настоящее время стоят перед коллективом академии, и добьёмся достойного места ДГМА в системе высшего образования Украины.

Наука

За прошедший период получены неплохие научно-исследовательские результаты. Преподаватели и студенты академии активно принимают участие в конференциях международного, всеукраинского и областного уровней. Публикуются научные труды в солидных научных изданиях. Ведущие ученые нашего вуза создают положительный имидж академии далеко за пределами Украины, и престиж вуза неуклонно растет.

Регулярно издается специализированный сборник научных трудов "Вісник Донбаської державної машинобудівної академії".

Очевидным признанием высокого уровня разработок академии явилась победа во Всеукраинском конкурсе инновационных проектов под научным руководством профессора А.П. Авдеенко.

Все это свидетельствует о достаточно высоком уровне научных исследований в академии. Еще одно подтверждение тому - приказ МОН от 2.08.2007 №720, согласно которому 3 проекта фундаментальных исследований (научные руководители - проф. Тулупенко В.Н., проф. Ковалевский С.В. и проф. Авдеенко А.П.) признаны победителями конкурса Фонда фундаментальных исследований Украины на 2007 год.

Присоединение Украины к Болонскому процессу поставило ряд новых задач и в научно-исследовательской деятельности. Развитие экономики, основанной на знаниях, требует подготовки нового поколения исследователей и высококвалифицированных специалистов для наукоемких отраслей народного хозяйства, готовых к осуществлению инновационной деятельности в условиях рыночной экономики. Министерство образования и науки Украины начало активное реформирование и модернизацию системы высшего образования. Главным принципом высшей школы и основой качества подготовки специалистов провозглашены неделимость образования и науки. Реформа в системе высшего образования начинается в этом, 2007 году с работы по упорядочению сети высших учебных заведений и повышению эффективности науки в вузах.

В связи с этим большой и серьезной задачей при подготовке к аттестации Академии является активизация научно-исследовательской деятельности в академии. А это - поддержка перспективных научных направлений, укрепление научно-лабораторной базы, привлечение к исследованиям молодых научных кадров, развитие аспирантуры и докторантуры, активизация международной деятельности, активизация выставочной деятельности и пр.

Библиотека

С внедрением в работу автоматизированной библиотечной системы "УФД/Библиотека" автоматизированы процессы комплектования фонда. Согласно приказу о закреплении дисциплин за кафедрами создана электронная база в количестве 680 учебных дисциплин. Учебный фонд закреплен за соответствующими дисциплинами кафедр. Руководствуясь анализом обеспеченности учебного процесса литературой, академия пополняет электронную базу заявок кафедр на литературу и осуществляет комплектование фонда.

Одной из первоочередных задач библиотеки является пополнение фонда документами на электронных носителях. Согласно распоряжению о пополнении информационных ресурсов библиотеки электронными версиями изданий проводится работа по созданию базы электронных учебников, учебных и методических пособий и других электронных документов, авторами которых являются преподаватели академии. Фонд библиотеки пополняется электронными версиями журналов "Офіційний вісник України", реферативных журналов - "Машиностроение", "Транспорт", "Сварка", "Металлургия", "Экономика промышленности", электронными приложениями к книгам. Электронный фонд библиотеки насчитывает 500 документов.

Создание электронного каталога обеспечило читателям максимально оперативный и точный поиск информации. В электронный каталог, размещенный на сайте академии, введено 75300 названий документов. Из них: книг - 21400; статей периодических изданий и сборников научных трудов - 23490; в т.ч. трудов преподавателей академии - 4750; диссертаций - 195; названий журналов - 585; номеров журналов - 23500; названий газет - 30; номеров газет - 4200; методических указаний, издаваемых кафедрами - 1900. В составе электронного каталога - базы данных трудов преподавателей, сотрудников и студентов Академии, новых поступлений литературы, ключевых слов, персоналий, УДК, ББК.

Значительно улучшилась материальная база библиотеки. В библиотеке сегодня 10 компьютеров, 4 сканера, 4 принтера, телевизор, DVD-плейер. Обслуживание читателей осуществляется на 4 абонементах и в 4 читальных залах. Количество посадочных мест в читальных залах - 270. Закончен ремонт читальных залов.

Компьютеризация

За прошедший учебный год было разработано ядро корпоративной информационной системы, на базе которого внедрены следующие модули для автоматизации работы подразделений академии:

1. Модуль "Отдел кадров"

2. Модуль "Редакционно-издательский отдел"

3. Разрабатывается модуль "Центр довузовской подготовки"

Реализованы модули:

1. Учебный план

2. Управление потоками

3. Табель-календарь

4. Распределение нагрузки преподавателей

5. Расписание

6. Деканат

Для всех разработанных модулей также реализованы следующие функции:

- обеспечение возможности взаимодействия с системой электронного документооборота;

- обеспечение возможности взаимодействия с другими АРМ в рамках АСУ ДГМА.

Расширилась локальная сеть академии. В прошедшем учебном году была введена в эксплуатацию локальная сеть общежития №1 и осуществлено ее подключение к общей сети академии оптоволоконным кабелем на скорости 1 Гбит/с. Благодаря этому студенты имеют доступ к сети Интернет и локальным ресурсам академии с тем же уровнем качества, как и из компьютерных классов. Для учета работы студентов в сети Интернет разработана биллинговая система.

В прошедшем учебном году произошло очередное расширение канала для доступа к сети Интернет в 1,5 раза (до 1,5 Мбит/с). Кроме того, в 1 корпус академии осуществлен ввод оптоволоконного кабеля одного из провайдеров услуг Интернет, что позволит улучшить качество предоставляемых услуг и осуществлять дальнейшее увеличение скорости доступа.

Международное сотрудничество

Разработана Программа взаимодействия академии с Немецким обществом академических обменов (ДААД) на период с 2006 по 2010 гг. и создан региональный центр ДААД под руководством проф. Лаптева А.М.

За отчетный период на базе академии проведено 11 научно-технических и методических конференций и семинаров, включая международный уровень. Организован кафедрой ЭСА и с успехом прошел международный семинар "Современный электропривод и системы автоматизации" с участием иностранных фирм АВВ, Компел, Siemens, Omron, Balluff, Heidenhein, Moeller, Schneider.

По результатам этого семинара с шестью фирмами установлены прочные взаимовыгодные связи.

Фирмы Siemens и Balluff поставили свое оборудование ранее и в настоящее время систематически обеспечивают ДГМА новейшей технической информацией.

Фирма "АВВ" начала поставки своего оборудования для создания учебного класса. Уже поставлены конструктивы на сумму 10000 гривен и идет согласование технической документации на электронную часть стендов.

Фирма Moeller готова поставить в начале сентября 10 учебных стендов для создания учебной лаборатории.

Достигнуто соглашение с фирмой Schneider Electric о создании на базе ДГМА учебного центра по обучению студентов и специалистов методам работы с оборудованием фирмы. В настоящее время идет согласование технической документации на оборудование.

Заключен договор о сотрудничестве между ДГМА и фирмой Гертнер Сервис ГмбХ, представляющей интересы фирмы Heidenhein (Германия) - одного из ведущих мировых производителей системы ЧПУ, датчиков, контроллеров, электронных компонентов для металлорежущих станков и другого оборудования.

Сейчас уже бесплатно поставлено в ДГМА на кафедру МСИ учебно-лабораторное оборудование в виде 5 комплектов для программирования систем ЧПУ, что позволит на современном уровне проводить изучение соответствующих дисциплин, а также проводить обучение специалистов предприятий. Достигнуты предварительные договоренности о бесплатном полном переоснащении станка с ЧПУ лаборатории МСИ электронным оборудованием фирмы Heidenhein.

Ведутся переговоры о поставке учебного оборудования с российской фирмой ИЭК.

В отчетном периоде выполнялись 27 международных договоров о творческом сотрудничестве, из них 5 заключены за отчетный учебный год, в том числе с Высшей технической школой Трстеник (Сербия), "Солдрим СПб" (Россия - Германия) и др.

Расширяется география зарубежных участников международных конференций по обработке давлением и металлообработке. В прошедшем году к нам приезжали и выступали с докладами представители Польши, Германии, России, Белоруссии, Сербии.

Кроме того, МосСтанкин был соорганизатором конференции по обработке давлением.

По приглашению зарубежных научных центров для участия в различных мероприятиях ученые академии выезжали в Польшу, Россию (проф. Ковалев В.Д.), Израиль (проф. Мироненко Е.В.), Германию (доц. Турчанин М.А.), Россию (проф. Лузан А.А.), Сербию (проф. Авдеенко А.П. и проф. Федоринов В.А.).

По результатам поездки проф. Мироненко Е.В. подготовлен договор о партнерстве и сотрудничестве между академией, компанией "ELBE" (Израиль), концерном "OKUMA Europe GmbH" (Германия) и компанией "Станко-Технология" (Украина), предусматривающий сотрудничество в научной сфере и организации подготовки специалистов.

Конечно, это далеко не все достижения нашего вуза за прошедший учебный год. Культурно-массовая работа, студенческое самоуправление, трудоустройство выпускников - во всех этих сферах нам есть чем гордиться. Но, разрабатывая основные задачи на будущее, стоит больше говорить о том, что еще не до конца реализовано и что наиболее нуждается в развитии.

На сегодня для академии приоритетными сферами деятельности является усовершенствование кадрового состава, развитие научной работы и международного сотрудничества. И именно эти вопросы в текущем учебном году будут находиться в зоне особого внимания ректората.

Помимо выступления ректора, на конференции трудового коллектива прозвучали выступления преподавателей. В частности, возник вопрос об активизации работы конференции. Чтобы прояснить ситуацию, мы обратились за комментариями к председателю конференции трудового коллектива Виктору Николаевичу Астахову. "Дополнительные вопросы со стороны председателей трудовых коллективов факультетов включаются в повестку дня конференции. Кроме обязательного заседания трудового коллектива, в течение года проводятся дополнительные собрания. И абсолютно все рабочие моменты рассматриваются и решаются своевременно, - подчеркнул Виктор Николаевич. - Поэтому вопрос об активизации работы практически не обоснован".


Приоритетные направления работы и задачи на 2007-2008 уч. год

Совершенствование методов и форм профориентационной работы, ее индивидуализация, усиление индивидуальной довузовской подготовки абитуриентов с целью обеспечения конкурсного формирования качественного контингента студентов по всем специальностям.

Поддержание, совершенствование и поиск новых механизмов, форм и методов моральной и материальной мотивации труда преподавателей и сотрудников, особенно при реализации стратегических направлений и задач, поддержка и развитие инновационной активности в Академии, поощрение подачи предложений о совершенствовании всех видов деятельности.

Улучшение условий для проведения научных исследований и получения новых знаний в научных коллективах Академии путем модернизации и обновления материальной базы научных лабораторий, улучшения организации работ, в т.ч. НИОКР в Академии.

Повышение эффективности НИОКР. Увеличение числа и объема хоздоговорных работ. Расширение внедрения результатов НИР в производство и учебный процесс. Увеличение числа публикаций за рубежом. Дальнейшее продвижение изданий Академии на мировой уровень.

Повышение эффективности госбюджетной научной работы второй половины рабочего дня преподавателя и ответственности заведующих кафедрами, руководителей и исполнителей за ее качество.

Повышение качественных характеристик научно-педагогических кадров Академии. Повышение эффективности работы аспирантуры и докторантуры и ответственности научных руководителей, консультантов и соискателей за выполнение планов и соблюдение сроков защиты кандидатских и докторских диссертаций. Формирование качественного резерва для поступления в аспирантуру путем активизации и повышения результативности работы с одаренной студенческой молодежью.

Подготовка научно-методического и учебно-организационного обеспечения самостоятельной и индивидуальной работы студентов, особенно на заочном отделении. Внедрение кредитно-модульной системы на заочном отделении.

Методическое обеспечение качественной практической подготовки с учетом новых схем взаимодействия и сотрудничества с предприятиями.

Повышение качества издаваемой учебной литературы. Создание творческих коллективов и разработка оригинальных электронных учебников, программных продуктов, средств контроля знаний студентов.

Освоение методики, информационное, материальное и кадровое обеспечение внедрения в учебный процесс системы дистанционного обучения.

Разработка и реализация стратегического направления дальнейшего развития компьютерных сетей и информационных технологий с учетом острого и усиливающегося дефицита финансовых ресурсов.

Развитие международных связей в сфере образования и научно-технического сотрудничества. Активизация внешней деятельности для организации обмена информацией с вузами Украины, ближнего и дальнего зарубежья с целью расширения и использования в работе новейших образовательных технологий, современных методик и средств обучения и оценки качества подготовки.

Дальнейшее развитие студенческого самоуправления. Привлечение органов студенческого самоуправления к анализу учебно-воспитательного и других процессов в Академии. Более широкое привлечение студенческой молодежи к управлению Академией и выработке решений.

Подготовила Алина Остафийчук

На досуге
Грузинская кухня: по-украински или по-татарски?

Конкуренция проникает все глубже...



Что? Где? Когда?

Средневековый автор писал, что в Каспийских горах войско Чингис-хана...




Главная страница выпуска | Самый свежий выпуск