ГАЗЕТА ДОНБАССКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОЙ АКАДЕМИИ

Логотип Официально
Актуальное собрание

Традиционной встрече со студентами...

INTAS открывает для ДГМА доступ к электронным библиотекам

Как известно, современный Интернет обеспечивает доступ к огромному массиву информационных ресурсов...

В профкоме академии

14 сентября состоялось заседание профкома...


События
Праздник физкультуры и спорта

10 сентября Украина отметила День физкультуры и спорта...


Счастливый случай

Как все мы знаем, госпожа Фортуна - мадам капризная и несговорчивая. Но тем не менее...


День украинского кино в Краматорске

Как вам известно, совсем недавно наш город стал местом съемок серьезного фильма о Чернобыле режиссера Оксаны Байрак...


Поздравляем!!!

Дорогие Алексей и Елена! Мы сердечно поздравляем вас...


Быть полезным Академии!

В настоящее время многое меняется в Академии. Это связано как с ее поступательным развитием, так и с изменениями, произошедшими в стране, и расширением нашего образовательного пространства через Болонский процесс за пределы нашего государства. Поэтому конференция трудового коллектива, прошедшая накануне Дня знаний, имела особое значение и оказалась как никогда насыщенной и неоднозначной.

В начале конференции, по старой доброй традиции, о достижениях и планах руководства рассказал ректор ДГМА Владимир Анатольевич Федоринов. Достаточно большой объем работы в самых разных сферах - от материального обеспечения до научных исследований - был проделан в вузе за прошедший год. Генеральным направлением работы коллектива Академии, как и в предыдущий учебный год, было укрепление авторитета Академии, ее репутации известного центра по подготовке высококвалифицированных кадров, проведению научных исследований, культурно-просветительской и спортивно-массовой работы.

Главные усилия ректората и коллектива Академии были направлены на улучшение учебной, методической, научно-исследовательской и воспитательной работы, совершенствование системы управления Академией и ее подразделениями, поддержание творческой атмосферы, моральное и материальное стимулирование высоких результатов труда. Была проведена большая подготовительная работа по вхождению Академии в Болонский процесс.

В центре внимания находились вопросы развития материально-технической базы, социальной защиты профессорско-преподавательского состава, сотрудников и студентов, поиск дополнительных источников финансирования.

В 2004/2005 учебном году Академия успешно прошла аккредитацию по 2-му уровню и лицензирование по 3-му и 4-му уровню специальности "Электромеханические системы автоматизации и электропривод". Была также завершена повторная аккредитация по 3-му уровню специальности "Экономика предприятия" в целом и впервые получена отдельная лицензия для последипломного обучения по этой специальности.

Сокращен отсев студентов, в результате чего удалось стабилизировать контингент студентов стационара. Контингент студентов заочного отделения продолжает расти, преимущественно за счет технических специальностей.

Проведена большая подготовительная работа по совершенствованию организации учебного процесса. Пересмотрены учебные планы всех специальностей. Впервые в полном объеме выполнены требования МОНУ о введении дисциплин свободного выбора студентов, среди которых свыше 100 новых, в том числе дисциплины, отражающие научные достижения ученых Академии. Сформированы планы индивидуальной подготовки студентов с учетом специфики их будущей работы.

Проделана значительная работа по формированию информационных пакетов всех специальностей.

В соответствии с приказом министра образования и науки Украины Академия является участником педагогического эксперимента по внедрению кредитно-модульной системы организации учебного процесса.

Разработано и утверждено Положение о кредитно-модульной системе организации учебного процесса в Академии, которое будет введено в полном объеме в новом 2005/2006 учебном году. Разработан график учебного процесса, а также нормативные документы дисциплин с учетом перехода на триместры. С этого года все курсы, как дневного, так и заочного отделений будут учиться по единому графику.

На базе ДГМА подготовлено и проведено совещание руководителей ведущих предприятий и мэров городов региона. Разработана и принята Программа непрерывного образования и подготовки кадров для предприятий региона на 2005-2010 гг.

Сохраняется высокий уровень научных исследований в лабораториях и научных школах Академии. В 2004 году по результатам Государственной аттестации Академия внесена в Государственный реестр научных организаций, которым обеспечивается поддержка государства, сроком на 3 года.

Внедрена автоматизированная библиотечно-информационная система "УФД/Библиотека", отвечающая международным стандартам и позволяющая реализовать комплексную автоматизацию всех библиотечных процессов.

Особое внимание было уделено организации и проведению профориентационной работы и довузовской подготовки. Осуществлен комплекс работ по привлечению в Академию наиболее подготовленных выпускников школ региона. В результате проведенной коллективом Академии работы прием 2005 года на очную форму обучения составил 1035 чел. (в 2004 г. - 1052 чел.), в т.ч. на госбюджет - 434 чел (в 2004 г. - 408 чел.). Проведенная профориентационная работа и льготные правила приема позволили и в 2005 году привлечь в Академию много хорошо подготовленных абитуриентов, в т.ч. медалистов - 91.

Прием 2005 года на заочное отделение составляет 1582 чел. (в 2004г. - 1911 чел.). При этом прием на технические специальности достиг 43%.

Сохраняется высоким спрос на выпускников Академии, в особенности на выпускников технических специальностей. Значительная часть заявок предприятий остается неудовлетворенной.

Совместно с ЗАО НКМЗ успешно реализуется кредитно-модульная система по схеме "3-2-1", в рамках которой обучались 59 студентов 3-го курса и 41 студент 4-5 курсов специальностей ТМ, ИП, МСИ и АПП. Результаты обучения получили высокую оценку руководства предприятия и самих студентов. Оригинальную систему "3-2-1", лежащую в основе "Программы профессионального развития молодых специалистов НКМЗ", можно рассматривать как образец эффективного соединения современных образовательных и профессиональных стандартов.

Кафедрой ЭСА в виде технической помощи, в соответствии с договорами о сотрудничестве с фирмами Siеmens и Balluff (Германия), получено оборудование на общую сумму около 50 тыс. €.

Финансовое состояние Академии позволило обеспечить условия для ее успешного функционирования, оплаты труда, оказания социальной поддержки работникам и студентам. Доля зарплаты с начислениями в общей сумме расходов по сравнению с предыдущим учебным годом выросла на 6%.

На базе строительства миникотельной реконструирована система отопления корпусов 3-4 и гаража, что, в сочетании с выполненным ранее ремонтом кровли и завершающимся ремонтом трех этажей 3-го корпуса, повысит комфортность нахождения в этих корпусах работников и студентов Академии.

Принято положение о присвоении ученых званий доцента и профессора ДГМА и ряд других положений.

По инициативе ректората Академии сессией Краматорского городского совета принято решение об учреждении 5 стипендий городского головы для студентов Академии.

Профсоюзная организация Академии заняла 1 место в областном смотре-конкурсе среди объединенных профсоюзов.

Академия заняла 1 место в областном смотре-конкурсе по охране труда среди вузов Донецкой области.

Многое сделано, но еще больше запланировано на будущее. Но главное, что здесь не только хотят, но и умеют учить студентов.

Уже без протокола ректор отметил одну из назревших проблем высшего образования - неуставные отношения. То есть взяточничество. К сожалению, даже в этой, глубоко интеллигентной профессии есть еще люди, не чистые на руку. И ректорат ДГМА давно и целенаправленно с ними борется. Поэтому одним из важных вопросов в программе нового учебного года является борьба с коррупцией в собственных стенах.

* * *

Прения проходили по всем законам демократии - каждый выражал свое мнение и вносил свою лепту в выполнение миссии ДГМА. Прозвучало достаточно критических замечаний по некоторым аспектам работы. В частности, в выступлении профессора В.Н.Тулупенко прозвучала боль за состояние науки, и было внесено предложение повысить ее роль и престиж в работе Академии. Это предложение в своем выступлении поддержал и профессор В.Д.Ковалев. Профессор Л.Л.Роганов предложил сосредоточить внимание на развитии дистанционного обучения. Профессор В.Ф.Потапкин пояснил необходимость быстрого, а не постепенного перехода к обучению по болонской системе.

В результате, несмотря на все споры, коллективом была дана положительная оценка работы ректората за отчетный период и принят проект программы работы на будущий год. А эмоциональная составляющая конференции продиктована, по большому счету, неравнодушным отношением к вузу и различием во мнениях и подходах по разрешению возникающих проблем.

* * *

Выработке путей реализации решений состоявшейся конференции был посвящен расширенный ректорат с повесткой дня "Основные задачи коллектива Академии на 2005/2006 учебный год в свете заданий, определенных Министерством образования и науки Украины, и решений конференции трудового коллектива Академии". На нем был рассмотрен ряд концептуальных направлений работы на предстоящий период.

Среди основных задач, которые сегодня ставит перед собой Академия, особо следует выделить следующие:

1) Повышение качественных характеристик научно-педагогических кадров Академии, что в полной мере соответствует нынешним требованиям МОН Украины. Эта цель может быть достигнута при условии своевременного выполнения планов защит диссертаций, повышения эффективности работы аспирантуры и докторантуры. Для этого необходимо постоянно заботиться о формировании качественного резерва для поступления в аспирантуру путем активизации и повышения результативности работы с одаренной студенческой молодежью, улучшения условий проведения научных исследований и получения новых знаний в научных коллективах Академии. Кроме того, планируется привлечение в Академию преподавателей, имеющих ученую степень и звания, а также работа по присвоению ученых званий опытным и перспективным преподавателям без соответствующих ученых степеней.

2) Повышение персональной ответственности заведующих кафедрами за формирование научно-педагогического потенциала подразделения и его способность оказывать качественные образовательные услуги, создание нормального социально-психологического климата в коллективе и организацию научно-исследовательских работ. Эффективным механизмом видится в данном случае использование конкурсной основы при комплектовании кадров кафедр.

3) Создание сквозной системы управления качеством процессов по всем направлениям деятельности Академии. Повышение ответственности преподавателей за качество образовательной деятельности, а студентов - за качество обучения. Ориентация подразделений, каждого работника Академии на конечный результат выполняемой работы и карьерный рост. Повышение персональной ответственности ректората, деканатов, заведующих кафедрами и заведующих УКЦ за преодоление негативных проявлений взяточничества и коррупции.

4) Творческая реализация Положения о кредитно-модульной системе организации учебного процесса в Академии.

5) В соответствии с предыдущим тезисом, обеспечение высокого уровня самостоятельной работы. С этой целью необходимо решить проблему научно-методического и учебно-организационного обеспечения самостоятельной и индивидуальной работы студентов, повышения уровня ее организации и эффективности.

6) Совершенствование и повышение качества практической подготовки студентов. Существенным достижением Академии является высокий уровень практической подготовки специалистов. В этом направлении мы занимаем лидирующие позиции. Но их необходимо не только сохранять. Мы должны совершенствовать и повышать качество практической подготовки, всемерно способствовать распространению опыта реализации программы "3-2-1", которая осуществляется на ЗАО НКМЗ.

7) Налаживание системы дистанционного образования как альтернативы заочной форме обучения. За ней - будущее не только в сфере подготовки, но и переподготовки кадров. Эта задача уже отражена в соответствующих планах, и работа по ее реализации уже ведется.

8) Повышение эффективности НИОКР. Для этого необходимо увеличивать число и объем хоздоговорных работ, решать проблему внедрения научных разработок в производство и современный учебный процесс, популяризировать собственные разработки через публикации в специализированных изданиях Украины и России, а также рейтинговых изданиях дальнего зарубежья.

9) Развитие международных связей в сфере образования и научно-технического сотрудничества, разработка конкретных направлений сотрудничества и способов их реализации. С этой целью необходимо обеспечить соответствующее качество знаний и уровень научных разработок, позволяющих успешную интеграцию в мировую систему образования в рамках Болонского процесса.

10) Совершенствование форм и методов моральной и материальной мотивации труда преподавателей и сотрудников Академии, создание здорового психологического климата в коллективе. Поддержка и развитие инновационной активности в Академии. Совершенствование системы управления Академией и создание условий для активного участия всех членов коллектива в этом процессе. Стимулирование подачи предложений о совершенствовании всех видов деятельности.

11) Развитие корпоративной культуры Академии, что определяет моральное и психологическое здоровье ее коллектива, состоятельность вуза, в первую очередь - его авторитет и экономическую устойчивость.

12) Решение проблем, связанных с профориентационной работой, а также созданием АСУ, поиском источников средств и их экономии.

* * *

Концептуальные вопросы развития Академии должны стать предметом детального рассмотрения во всех подразделениях вуза. Вместе с тем, ректорат отмечает, что это рассмотрение должно носить конструктивный характер и приносить пользу Академии. Необходимо шире внедрять демократические принципы всестороннего обсуждения принимаемых решений, коллективного их принятия и, безусловно, последующего их выполнения.

Подготовили Вячеслав Медведев, Елена Булдакова, Алина Остафийчук

На досуге
"Вторая рука"

В старой доброй матушке-Европе на протяжении уже многих лет существует хорошая традиция...


"Что? Где? Когда?"

Знаете ли вы, что кушает за обедом людоед-вегетарианец?..



Главная страница выпуска | Самый свежий выпуск