Прошли встречи ректората Академии со студентами машиностроительного и инженерно-экономического факультетов... На базе Академии прошла научная конференция Всеукраинского регионального конкурса Малой академии наук Украины... Вся Україна святкувала день народження великого поета... Разработка оборудования с адаптивным управлением - актуальная проблема современного машиностроения... |
АКАДЕМИЯ В БОЛОНСКОМ ПРОЦЕССЕУкраина чётко определила ориентир на вхождение в образовательное пространство Европы, осуществляет модернизацию образовательной деятельности в контексте европейских требований, всё более настойчиво работает над практическим присоединением к Болонскому процессу. На встречах со студентами, которые сейчас проходят в Академии, возникают вопросы, касающиеся Болонского процесса, поэтому необходимо разъяснить его основополагающие положения.
Как все это начиналось25 мая 1998 года четыре страны - Франция, Италия, Великобритания и Германия подписали в Париже (Франция) так называемую Сорбонскую декларацию. Этот документ был направлен на создание Европейского пространства высшего образования.
В основных своих идеях Сорбонская декларация схожа с Болонской конвенцией, которую подписали министры образования 29 европейских государств на своей первой встрече 18-19 июня 1999 года в Болонье (Италия). Это событие - подписание Болонской конвенции - стало основой для развития так называемого Болонского процесса.
В 2001 году к Болонской конвенции присоединились ещё 4 государства - Кипр, Лихтенштейн, Турция и Хорватия.
В 2003 году (19-20 сентября 2003 года) на третьей встрече европейских министров, которые отвечают за высшее образование, в Берлине (Германия) к Конвенции присоединились ещё 6 стран - Албания, Босния и Герцеговина, Ватикан, Македония, Сербия и Черногория и Россия.
Украина планирует присоединиться к Болонской конвенции в мае 2005 года на конференции министров высшего образования, которая состоится в Норвегии, в г. Берген.
Содержание, цели и принципыОсновное содержание Болонской декларации - в течение 10 лет (до 2010 года) привести образовательные системы стран-участниц в соответствие с единым (Европейским) стандартом.
Основные цели Болонского процесса можно сформулировать следующим образом :
- Повышение качества образовательных услуг и приобретение европейским образованием неопровержимых конкурентных преимуществ
- Расширение доступа к европейскому образованию.
- Формирование общего рынка труда высшей квалификации в Европе.
- Расширение мобильности студентов и преподавателей.
- Принятие сравнимой системы степеней высшего образования с выдачей понятных во всех странах Европы дополнений к дипломам.
В рамках Болонской конвенции было сформулировано шесть ключевых принципов (позиций):
- Введение двух циклов обучения;
- Введение кредитной системы;
- Контроль качества образования;
- Расширение мобильности;
- Обеспечение трудоустройства выпускников;
- Обеспечение привлекательности европейской системы образования.
Фактически предлагается ввести два цикла обучения:
- первый цикл - до получения первой академической степени - степени бакалавра с длительностью обучения не менее 3 и не более 4 лет;
- второй цикл - после успешного завершения первого цикла обучения и получения диплома бакалавра. При этом обучение на протяжении второго цикла может предусматривать получение степени магистра (1-2 года учебы после бакалаврата) и/или докторской степени (при условии общей продолжительности учёбы 7-8 лет).
Введение кредитной системыОдной из шести опор, на которых строится Болонский процесс, является внедрение общеевропейской системы определения трудоёмкости учебной деятельности. За основу предлагается принять ЕСTS (Европейскую систему зачётных кредитов (зачётных единиц трудоёмкости)), сделав её накопительной (в течение всего обучения).
При использовании Европейской системы зачётных кредитов (ЕСTS) учебный год эквивалентен 60 кредитам.
Составляющей являются не только кредиты, но и унифицированная шкала оценки знаний:
А - Отлично (выдающаяся работа с минимальными ошибками)
В - Очень хорошо (выше среднего стандарта, но с некоторыми распространенными ошибками)
C - Хорошо (в целом хорошая работа, но с заметными ошибками)
D - Удовлетворительно (прилично, но со значительными ошибками)
E - Достаточно (удовлетворяет минимальным требованиям)
FX - Не принято (необходима доработка)
F - Не принято (необходимо переделать)
Очередные задачиСегодня в Украине имеется много наработок и материалов, которые полностью или частично отвечают требованиям и духу Болонского процесса. В то же время для вхождения Украины в Болонский процесс в ближайшее время необходимо решить целый ряд проблем и задач, основными среди которых являются:
1 Пересмотреть перечень специальностей, по которым осуществляется подготовка специалистов, на основе изучения тенденций развития потребностей национальных и мировых рынков труда и опыта стран, которые присоединились к Болонского процессу.
2 Ввести двухступенчатую подготовку специалистов:
- бакалавр (4 года) - образовательно-квалификационный уровень с полным высшим образованием;
- магистр двух типов: прикладной магистр (1 год) по соответствующей специальности бакалавра; магистр наук (2 года) после бакалавра по соответствующей специальности.
3 Пересмотреть и усовершенствовать образовательно-профессиональные программы подготовки бакалавров и магистров по всем направлениям подготовки с целью укрупнения дисциплин (не более шести в семестр).
4 Внедрить систему организации учебного процесса с учетом положений системы ECTS.
В настоящее время в Украине проводится педагогический эксперимент по внедрению кредитно-модульной системы организации учебного процесса. Сегодня в этом эксперименте принимают участие 106 высших учебных заведений 3-4 уровней аккредитации, им охвачено около 120 тысяч студентов по 75 направлениям подготовки. Среди вузов, участвующих в эксперименте, на коллегии Министерства образования и науки Украины, которая состоялась 27 января 2005 года, отмечена положительная работа Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, Киевского национального экономического университета, Киевского национального торгово-экономического университета, Тернопольского национального педагогического университета имени Владимира Гнатюка, Национальной металлургической академии Украины, Национального технического университета „КПИ", Львовского национального университета „Львівська політехніка", Национального горного университета, Национального технического университета „ХПИ" и других. Донбасская государственная машиностроительная академия включена в состав вузов, участвующих в педагогическом эксперименте, с 1 сентября 2004 года. С учетом этого, а также учитывая тот факт, что другого пути, кроме вхождения в Болонский процесс, в Украине не будет, Академии предстоит большая и ответственная работа.
Анатолий Фесенко, первый проректор, к.т.н., доцент
|
Анатолий Кибирев, Сергей Шишкин, Алина Остафийчук... Выносим на обсуждение варианты герба ДГМА... Сначала начерталка, потом графика, а теперь деталирование... Я часто задумываюсь над тем, почему отношения двух людей... В словаре Михельсона середины 19 века ЭТО... |