Григорий Львович Хает: "Учитель должен, прежде всего, заботиться о духовности своего ученика, о его творческом потенциале"13 февраля в гостиничном комплексе "Краматорск" состоялось торжественное награждение номинантов национального конкурса "Человек года" в Краматорске. Самые разные люди и самые разные профессии были представлены на этом прекрасном празднике. В том числе и профессия, которая является опорой для всех остальных, краеугольным камнем развития цивилизации и каждого человека - профессия учителя. Именно учитель руководит первыми шагами врача, предпринимателя, строителя или спортсмена. Поэтому вызывает особую гордость то, что победителем в номинации Учитель года стал профессор Донбасской государственной машиностроительной Академии Григорий Львович Хает, основоположник научной Краматорской школы надежности инструмента и оптимизации технологических систем, человек, посвятивший более 55 лет исследованиям отношений "человек-машина". После церемонии награждения победителей газета "Академия" задала Григорию Львовичу несколько вопросов. -Григорий Львович, поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями от конкурса "Человек года. Насколько, на Ваш взгляд, такой конкурс необходим и перспективен? Конкурс проходил очень интересно. Множество номинаций было представлено: лучшая надежда, лучший спортсмен, врач, предприниматель, учитель. Все номинанты после награждения выступили с ответным словом. Был дан праздничный концерт, в котором принимали участие лучшие творческие коллективы города. Присутствовал мэр Краматорска Виктор Петрович Кривошеев, заслуженные люди города в разных сферах деятельности. Известно, что такие мероприятия проводятся не только на Украине. Существуют различные традиции награждений в большинстве стран мира. И это не случайно. Во-первых, стремление людей к состязательности заложено в самой их природе, и такая потребность, в целом, очень важна для развития любого общества. Кроме того, в человеческом мире всегда была и сегодня сохраняется необходимость в шоу. Ведь не зря, еще в древности народ требовал хлеба и зрелищ. После участия в таком мероприятии я абсолютно уверен в том, что было бы очень хорошо ввести традицию награждения лучших и в нашей Академии. -Вы упомянули о том, что после награждения победители всех номинаций произносили ответное слово. Что было самым существенным в вашем выступлении? -Хотелось бы, прежде всего, четко сформулировать две свои мысли. Во-первых, о самой номинации Учитель года. Учитель - это очень емкое слово. И у нас его правильно понимают далеко не все, даже руководство организаций. Чаще всего, это понимание ограничивается определением, что учитель - это тот, кто учит какому-либо предмету. На самом деле, понимать его следует гораздо шире. В каком-то смысле здесь больше подходит слово гуру, то есть наставник, учитель жизни. Один из русских ученых говорил, что студенты - это не сосуд, который нужно заполнить знаниями, а факел, который нужно зажечь. То есть, кроме обучения профессии, учитель должен заботиться о духовности своего ученика, о его творческом потенциале. Сегодня данная сторона работы учителя часто недооценивается. А это крайне важно для развития современного быстро трансформирующегося общества. Во-вторых, хотел бы отметить, что сегодня пересматриваются многие ценности, и на первое место, наконец, выходит личность, индивидуальность человека. Мы начинаем понимать, что успех компаний гарантирует не столько экономические показатели, сколько творческое новаторство. И воспитание активной личности становиться первостепенной социальной задачей. -Что бы Вы сами выделили в своей работе как особенно важное? -На мой взгляд, моя самая главная заслуга в том, что я все-таки создал первую научную школу надежности инструмента и оптимизации технологических систем в Краматорске. В том, что подготовил более 20 аспирантов, которые защитили диссертации, в том числе и доктора технических наук Галину Петровну Клименко. И когда я сегодня анализирую работу с учениками, то снова и снова возвращаюсь к проблеме личностных ценностей. Они все определяют. Особое внимание привлекает роль православия в формировании общих моральных установок, в частности, трудовых ценностей. В притчах царя Соломона говорится: "покажите мне проворного в работе, он будет стоять перед царями". В дальнейшем считалось, что эта ценность имеет непосредственную связь с протестантской религией, которая утверждает, что Бог хотел, чтобы человек реализовал свою свободу выбора в труде. И его достижения, в том числе и богатство, это не нечто предосудительное, а наоборот, показатель того, что он хорошо трудится. Последние же исследования показывают, что основы трудоцентризма лежат в религиях старообрядцев и сектантов. Если говорить о современных предприятиях, то здесь просто жизненно необходимо делать упор на развитие сильной социальной структуры, создавать не только хорошее базовое предприятие, но и обустраивать его больницами, столовыми, библиотеками. Крепкая социальная сфера предприятия является тем фактором, который стабильно будет поддерживать стремление к трудоцентризму. В мае этого года по решению Министерства образования и науки Украины и Украинского научно-методического центра в Академии будет проводиться конференция по вопросам корпоративной культуры. И мне хотелось бы, чтобы с помощью таких встреч, конференций, статей, лекций, мы смогли бы внушить нашим студентам понимание необходимости развития ценностных ориентацией личности. Чтобы они считали деньги не целью, а только средством достижения более высоких гуманистических целей. -В чем бы еще Вы хотели реализовать свое призвание учителя? -Я намерен продолжать работу по тематике корпоративной культуры. Потому, что культура по своей сути объединяет все сферы науки, искусства, производства. Совсем недавно я в коллективе других ученых, в том числе декана Инженерно-экономического факультета ДГМА Сергея Вадимовича Ковалевского и начальника отдела кадров НКМЗ Алексея Леонтьевича Еськова, издал монографию по корпоративной культуре. И сейчас я перерабатываю эту монографию в учебное пособие. Так же совместно с НКМЗ планируется издание еще одной книги по гуманизации производства. Вопрос гуманизации сейчас очень важен как в сфере производства, так и образования. И в нашем вузе, кстати, тоже еще недостаточно развито гуманитарное направление. Что такое гуманизация? Во-первых, это личностно-ориентированный менеджмент, который дает возможность реализоваться каждому человеку: и конструктору, и менеджеру, и рабочему. Конечно, труд рабочего даже при его интеллектуализации, сложно как-то разнообразить. Поэтому у рабочего должна быть возможность реализовать себя в других видах деятельности: в творчестве, в спорте. Должны быть развиты соответствующие виды мотивации. На НКМЗ есть прекрасный опыт материальной мотивации на основе плавающего коэффициента. Хорошо бы, чтобы такой опыт был применен и в нашем вузе. На базе материальной мотивации должны строиться и моральные методы мотивации. Причем последним должно уделять большее внимание. И, наконец, условия труда должны быть удовлетворительны и с точки зрения эргономики, и с точки зрения эстетики. То есть в помещении должно быть не только удобно, но и приятно работать. Известно, что ведущие западные фирмы предоставляют работникам возможность попробовать себя в разных отраслях, чтобы человек смог найти свое место и полностью на нем реализоваться. Нам тоже следует как можно полнее использовать мировой опыт и научные достижения на предприятиях и в вузах. Такое использование станет еще эффективней, если мы будем работать в одной команде с нашими славянскими братьями. Я очень люблю произведение Булгакова "Мастер и Маргарита". И обратите внимание, в основе этой книги лежат идеи украинского философа Григория Сковороды, чувствуется большое влияние Гоголя. То есть, здесь четко проявляется связь наших народов, связь духовности, ценностей украинцев и россиян. Во всем повествовании проводятся две главные идеи, на которых держится мир - творчество и любовь. Надеюсь, что когда-нибудь ценности всех людей будут основаны на этих идеях. Интервью вела Алина Остафийчук |