Юбилейный год удался!

      Предлагаем вниманию читателей обращение ректора ДГМА Владимира Анатольевича Федоринова к сотрудникам Академии в связи с началом нового учебного года.

Уважаемые коллеги!

      Разрешите поздравить вас с началом нового учебного года и пожелать каждому здоровья, вдохновения в труде, творческих успехов!

      В прошедшем учебном году Академия отметила свое 50-летие. Оглядываясь на пройденный за 50 лет путь, мы с гордостью констатируем, что своим трудом превратили Академию в крупный, крепкий, благополучный во многих отношениях и динамично развивающийся вуз. Что уровень нашей учебной, научной, воспитательной работы в целом отвечает современным требованиям, наши образовательные услуги и выпускники пользуются спросом, мы в состоянии адаптироваться к изменяющимся условиям среды, и у нас достаточно сил для решения возникающих проблем. Безусловно, основным достоянием Академии является ее коллектив с его сложившимся морально-психологическим настроем.

      Подведя итоги 2002/2003 учебного года, мы можем сделать вывод, что тенденция поступательного развития Академии сохранилась, и даже наши основные проблемы являются следствием нашего роста.

      В целом прием в Академию прошел нормально. Все специальности укомплектованы, трудности возникли только при комплектовании групп с украинским языком обучения. На факультет заочного и послевузовского обучения по-прежнему принято максимальное количество абитуриентов (свыше 1,5 тыс.). Это позволяет создать определенный запас на случай возможного уменьшения приема в последующие годы. В текущем году по инициативе Академии был увеличен до 390 чел. общий прием на госбюджет на дневное отделение. Это увеличение коснулось технических специальностей. Существенно возрос прием на госбюджет на заочное отделение (с 40 до 200 чел.). Кроме этого, планомерное увеличение госзаказа позволит сравнительно безболезненно воспринять вступающее в действие в 2005 году положение части 4 ст.23 Закона "О высшем образовании" о 51% студентов, принятых на первый курс по госзаказу, от общего количества студентов, принятых на 1 курс.

      В прошлом учебном году была изменена система приема в Академию. В целом, полученные результаты можно признать успешными. Количество медалистов, поступивших в Академию, возросло с 47 до 77 и составляет самый высокий показатель за последние 10 лет. Существенно увеличилось количество участников городских олимпиад и выпускников техникумов с красными дипломами, поступивших на ускоренное обучение (в том числе впервые на места госбюджета). Однако первое применение новой системы показало, что она нуждается в определенной корректировке, направленной на ее упрощение. В ближайшие две недели нам необходимо детально проанализировать опыт, полученный в процессе проведения приемной кампании 2002-2003 уч. года (с привлечением всех преподавателей, занимавшихся этой работой), и выработать новые подходы в проведении профориентационной работы и более простую и эффективную систему досрочных вступительных экзаменов. При этом надо учесть и развитие демографических процессов в регионе, области, Украине и введение практики независимого тестирования при поступлении в вузы.

      Кстати, на 1 января 2003г. в области нас меньше, чем 5 млн.: 4 млн. 759 тыс. На 1 тыс. населения рождается 6 малышей (умирает 17 взрослых). Итог: естественный прирост с активным минусом - 11. В этом году в школах Краматорска будет обучаться более 24 000 школьников, из них около 1 700 первоклассников. К 2010 году, с учетом рождаемости в 1999-2002гг. (1 200 -1 300 новорожденных в год), число школьников в Краматорске может снизиться до 17 000. Таковы цифры. Как вы понимаете, практика независимого тестирования ничего хорошего для вузов, расположенных за пределами областных центров, не несет. Нужно вырабатывать противоядие.

      За последний год возрос отсев студентов на дневном отделении, и продолжает оставаться высоким процент отсева на заочном: соответственно, всего - 11,8% и 15,4%, а по первому курсу - 15,1% и 22,2%. Несмотря на это, принятые в Академии за последние 3 года меры по комплектованию инженерных специальностей обеспечили самый высокий общий контингент студентов на 1 сентября. При этом приближается к 100% от планового приема контингент студентов, переходящих на 3-й и 4-й курсы для обучения на выпускающих кафедрах.

      В соответствии с контингентом и рассчитанной нагрузкой штаты на 2002/2003 учебный год были утверждены в количестве 505 штатных единиц. Около 80 из них - на основе штатного совместительства. В этом году учебная нагрузка увеличилась ориентировочно на 16 000 часов, что ведет к росту штатов на 20 единиц.

      Если говорить о росте отсева, то причины его каждому из нас ясны. С идеей ограничить прием за счет более тщательного отбора абитуриентов можно согласиться лишь частично. Да, мы выпускаем иногда не тех специалистов, которые близки к эталону. Но при этом мы решаем социальные проблемы молодежи и их родителей, в том числе и связанные с будущим трудоустройством молодых людей. В конце концов, высшее образование - это не только получение соответствующей специальности, но и важный способ развития личности. И на это граждане тратят личные деньги. Помогая им в таком становлении, мы решаем и свои экономические и социальные задачи, имея хорошую работу и увеличивая число рабочих мест. Если не мы, то такую услугу населению окажут негосударственные вузы, но сделают это значительно хуже. Давайте продолжать поиск путей сохранения контингента студентов, особенно на 1 курсе.

      В МК по результатам вступительных экзаменов зачислены 700 абитуриентов, по сравнению с прошлым годом это на 69 студентов больше. В предстоящем учебном году в колледже будут обучаться более 2 000 человек - это наибольший контингент за все годы работы колледжа. 75 процентов от общего количества - это студенты дневного отделения. На условиях самофинансирования обучается 72% студентов. Следует отметить, что в последние годы растет интерес абитуриентов к техническим специальностям. Так, в этом году конкурс на дневном отделении на бюджетные места на технические специальности составил 1,83 человека на место.

      В ДТ эти результаты скромнее. Прием в текущем году составил 315 чел.

      За последние годы Академия распределяет практически всех выпускников дневного отделения, причем заявки по техническим специальностям существенно превышают количество выпускников. В 2003 году число выпускников составило 631, из них распределено 624, т.е. право на свободное трудоустройство по различным причинам получили 7 выпускников. Эти цифры говорят о востребованности наших выпускников, в том числе и далеко за пределами г. Краматорска.

      Кроме этого, в 2002-2003 учебном году защитили дипломы специалистов 486 выпускников заочного отделения.

      В 2003 году в МК получили дипломы младших специалистов 442 выпускника. Это на 31 человека больше по сравнению с предыдущим годом. Однако следует отметить некоторое уменьшение количества студентов, получивших направления на предприятия, - это 204 выпускника, что, по сравнению с предыдущим годом, на 25 человек меньше. В ДТ из 250 выпускников распределены 242. Это - с учетом поступивших в вузы.

      Коллективам МК и ДТ следует принять меры по расширению связей с предприятиями и вузами III-IV уровней аккредитации, в которых выпускники смогут продолжить обучение на новой ступени.

      Работа, проведенная в Академии по улучшению посещаемости студентами занятий, дала свои результаты. Введение модульно-рейтинговой системы привело к тому, что успеваемость по итогам 1-го предъявления возросла в среднем на 6% (летние сессии 1995-1998 годов - 50-52%, летние сессии 1999-2002 годов - 55-59%).

      Во 2-м семестре 2002/2003 учебного года, после введения новой системы контроля посещаемости, успеваемость составила 63,4% (по первому предъявлению). Абсолютная успеваемость на начало июля была 80,1%. В этом семестре существенно сократился отсев (80% отсева приходится на 1-й семестр). Очевидно, что работа по контролю посещаемости студентов должна быть продолжена, однако центр тяжести по ее организации сейчас переносится на факультеты и кафедры. Формы и методы ее проведения должны определять сами кафедры, преподаватели, с одновременным повышением ответственности за конечные результаты.

      Напряженность с аудиторным фондом в 2003/2004 году несколько спадет. В связи с вводом 620 посадочных мест в аудиториях 6 корпуса появилась возможность учесть пожелания кафедр и разукрупнить значительное количество лекционных потоков.

      В связи с вводом нового корпуса улучшены "жилищные" условия кафедр высшей математики, гуманитарного образования, прикладной математики, компьютерных и информационных технологий, электротехники.

      В 2002г. подписан приказ МОН, формализующий деятельность наших УКЦ. Получена лицензия на обучение студентов-заочников на 16 УКЦ.

      По итогам прошедшего учебного года мы можем говорить о хорошей подготовке наших студентов. Об этом свидетельствуют результаты участия наших студентов в различных олимпиадах, конкурсах, результаты их научно-исследовательской работы. В 2002-2003 уч. году во всеукраинских и региональных олимпиадах приняли участие 70 студентов Академии. Получено 27 наград. Направлено на конкурсы 19 студенческих научных работ, получено 8 наград. Опубликовано статей с участием студентов - 105, подано заявок на изобретения - 11. Это хорошие результаты, которые имеет далеко не каждый технический вуз.

      В 2002-2003 уч. году в Академии издано 319 наименований методических пособий, в т.ч. на украинском языке - 90. Растет число изданий с грифом МОН: в 2002/03 - 26 (в 2001/02 - 17).

      В 2002/2003 уч. году, как и в прошлые годы, наиболее продуктивно готовили и выпускали издания инструктивно-методической литературы такие кафедры, как "Финансы", "Учет и аудит", ТиУП, ЭК, "Прикладная математика", СП. На украинском языке активно издавали работы кафедры гуманитарного образования, СП, МиТОМ, УиА, химии. Последняя ежегодно готовит и издает очень качественные учебные пособия с грифом Минобразования (5 работ). Не отстают от нее в этом и кафедры ОКММ, технической механики, ЭП.

      Общее направление издательской деятельности кафедр характеризуется повышением ответственности за содержание и оформление работ. На кафедре экономической кибернетики, где в основном молодежный авторский коллектив, можно отметить очень добросовестное отношение к подготовке текстов.

      Заметно активизировалась в прошедшем учебном году работа по изданию методических разработок для студентов заочной формы обучения (МСИ, ТиУП, кафедра финансов).

      В связи с приближающейся аккредитацией вуза следует обратить особое внимание на подготовку изданий с грифом Министерства образования и науки Украины.

      В прошедшем учебном году приобретено учебной, научно-технической литературы и периодических изданий на сумму около 1 млн. 300 тыс. грн. (наименований - 1 793, экземпляров - 29 751). В отчетном периоде мы выписывали 149 наименований периодических изданий.

      В прошедшем году мы приобрели 2 мультимедийных проектора. Это расширит возможности использования ТСО.

      В ближайшее время мы должны будем оснастить несколько лекционных аудиторий стационарным ТСО, в состав которого войдут: мультимедийный проектор, экран, ноутбук, видеомагнитофон, усилитель, колонки, радиомикрофон.

      На УКЦ в городах Дружковка, Артемовск, Константиновка передано компьютерное оборудование на 72 109 грн..

      Прошедший учебный год был достаточно плодотворным и для коллектива МК. Прошли аккредитацию 5 специальностей колледжа, в том числе одна - "Программирование для электронно-вычислительной техники и автоматизированных систем" - впервые.

      ДТ получена лицензия и осуществлен первый выпуск слушателей курсов по рабочей специальности "Оператор компьютерного набора".

      Работу кафедр по организации и проведению всех видов производственной практики в 2002-2003 учебном году можно оценить в целом положительно.

      Большинство студентов проявили активность, трудолюбие, способность творчески подходить к решению производственных задач, что вызвало немало хороших отзывов об их работе со стороны руководителей практики на предприятиях.

      Основной базой по-прежнему остается ЗАО НКМЗ, куда были направлены 60% студентов стационара (это 1 837 чел.).

      Опыт прошедшего года показал, что решить проблему поиска баз практики можно довольно успешно, если заблаговременно заняться этим вопросом. Так, подписание договора с НКМЗ, несмотря на большое количество направляемых туда студентов, не вызвало возражений со стороны руководства завода, т.к. кафедры предварительно согласовали возможность принять на практику необходимое количество студентов в установленные сроки с директорами производств и подписали соответствующие заявки. При составлении заявок на базы практики в наступающем учебном году подобную практику будет не лишним применить и в работе с другими заводами.

      Необходимо продолжить работу по поиску баз практики на перспективу, заключая долгосрочные договора о взаимном сотрудничестве или открывая филиалы кафедр, как это сделала кафедра финансов в работе с городскими банками.

      Надо отметить, что увеличилось количество заявок на прохождение практики с последующим трудоустройством со стороны иногородних предприятий, нуждающихся в специалистах, которых выпускает Академия. Но возможности направлять студентов в другие города ограничены, т.к. не отработан механизм оплаты проезда и проживания.

      К сожалению, все чаще студенты начинают сталкиваться с проблемой получения необходимой информации для выполнения задач практики, особенно это касается экономических данных, хотя в настоящее время возникают трудности и в доступе к техническим материалам (на НКМЗ, а особенно - на КЗТС). Поэтому желательно, чтобы руководители практики от кафедр до начала практики обсуждали с руководителями отделов возможности предоставления необходимых документов и в соответствии с этим составляли индивидуальные задания для студентов.

      Для заведующих кафедрами есть пожелание - больше внимания уделять молодым преподавателям, которые впервые назначаются руководителями практики, т.к. они не всегда четко представляют задачи практики и требования, которые должны быть предъявлены студентам.

      В Академии ведется и проводилась в отчетный период работа по укомплектованию кафедр преподавателями высшей квалификации. В программе работы с одаренными студентами задействовано 142 участника, улучшается работа со студентами, обучающимися по программам магистров. В отчетном году принято в аспирантуру Академии 26 человек. Направлено в целевую аспирантуру 10 чел. Прикреплены соискателями 3 чел. Поступил в очную целевую докторантуру 1 человек (Белевцов Л.В.). В настоящее время в аспирантуре Академии обучается 80 человек. Защищено 10 кандидатских и 1 докторская диссертация. До конца 2003г. ожидается защита еще 8 кандидатских диссертаций. Завершается подготовка к защите в начале 2004г. трех докторских диссертаций. Нужно все сделать, чтобы эти защиты состоялись, поскольку кадровая ситуация в Академии весьма сложная. Кадровая проблема нарастает, и в ближайшее время на каждой кафедре должны быть разработаны и приняты экстренные меры, направленные на ее улучшение, и, как вы понимаете, в первую очередь это связано с предстоящей аккредитацией.

      Прошедший период отмечен активизацией государственной политики в области научно-исследовательской деятельности. Верховной Радой, Кабинетом Министров, Донецкой обладминистрацией принят ряд законодательных и нормативных актов, направленных на активизацию инновационной и научно-технической деятельности. Это законы Украины "Об инновационной деятельности", "О приоритетных направлениях развития науки и техники в Украине", постановления Кабинета Министров "Об утверждении перечня платных услуг, которые могут предоставляться бюджетными научными учреждениями", а также Программа научно-технического развития Донецкой области на период до 2020 года и другие.

      Одной из причин этого является подготовка к вступлению в 2004 году Украины во Всемирную организацию торговли. По заключению экспертов, этот процесс приведет к тому, что на рынок Украины хлынет поток более дешевых зарубежных товаров, услуг и промышленной продукции. Ожидается также рост иностранных инвестиций в отдельные отрасли промышленности. Резко возрастет конкуренция.

      Многие промышленные предприятия - наши потенциальные заказчики начали активную подготовку к этому процессу. Пересматривается номенклатура выпускаемой продукции, наиболее конкурентоспособная сертифицируется по международным стандартам, активизируется работа по снижению себестоимости, материало- и энергоемкости выпускаемой продукции.

      И вот в этой ситуации нам необходимо определиться с приоритетами и найти свое место на рынке научно-технических услуг.

      Анализ результатов прямой рекламы разработок Академии показал, что наибольший интерес у потенциальных заказчиков вызывают технология измельчения крупногабаритных шин, получение изделий из трубчатых заготовок методом обкатки, а также упрочняющие технологии. Но мы еще не научились работать с заказчиками. Формальные ответы их не устраивают. Они требуют конкретики, экономических обоснований эффективности разработок, расчетов объемов капиталовложений и др. Зачастую мы не можем ничего ответить. Наверное, следовало бы по крупным основным разработкам иметь такие расчеты.

      Отрадно отметить укрепляющиеся связи и рост объемов хоздоговоров с ведущими предприятиями города и области. Так, на АО НКМЗ успешно выполняется работа по разработке и освоению технологии изготовления прокатных валков листовых станов из сталей с повышенным содержанием хрома (научный руководитель - проф. Заблоцкий В.К.), на АО КЗТС под руководством доцента Фокина А.Г. выполняется НИР по разработке проекта САПР и нормирования операций механической обработки. Успешно работают лаборатория диагностики кранового оборудования (руководители доц. Емельянов О.А. и Крупко В.Г.) и лаборатория плазменного напыления под руководством проф. Ковалева В.Д.

      Одной из важнейших проблем в стране в настоящее время является обеспечение технологической безопасности в основных отраслях экономики. Сейчас формируется государственная научно-техническая программа "Ресурс", концепцией которой является реализация государственной политики по обеспечению надежности и безопасной эксплуатации сооружений, конструкций, оборудования и инженерных сетей. Мы также работаем в этом направлении. К действующей в Академии лаборатории диагностики кранового оборудования в 2003 году добавилась еще одна - мы провели аккредитацию лаборатории электрооборудования, в ближайших планах - аккредитация химической лаборатории. Надо приложить максимальные усилия по включению лабораторий Академии в программу "Ресурс": это позволит нам занять определенную нишу в этих услугах на рынке.

      Сохраняется тенденция роста количественных показателей научной деятельности. Стали традиционными и наполняются новыми идеями Дни науки в Академии. Мы издали 2 выпуска сборников научных трудов по обработке давлением и 2 выпуска - по обработке резанием, которые заняли достойное место среди печатных технических изданий страны. В прошлом году мы заложили новую добрую традицию - издание студенческого сборника научных статей.

      Сейчас мы имеем 10 договоров о сотрудничестве с зарубежными партнерами. Среди наиболее успешных можно выделить договор с научно-исследовательским центром "Юлих" (Германия), инициатором и основным исполнителем которого является профессор Лаптев А.М.

      Положительную роль в повышении престижа Академии играют конференции и научные семинары, которые мы проводим на своей базе. Они пользуются большой популярностью, к нам приезжают представители многих городов Украины.

      В отчетном году приобретено много компьютерной техники и комплектующих. В сентябре текущего года мы проводили тендер на приобретение оборудования на сумму около 600 тыс. грн.

      По результатам областных конкурсов Академия заняла I места:

  • по охране труда;
  • по состоянию студенческих общежитий;
  • по состоянию спортивно-оздоровительных лагерей ("Тишина").

          На наших спортивно-оздоровительных базах были созданы хорошие условия для отдыха. По предварительным данным, на базе "Тишина" отдохнули 350 сотрудников Академии и членов их семей (в т.ч. сотрудников - 170). На базах "Тишина" и "Проминь" отдыхали 159 студентов Академии.

          Хотел бы еще раз подчеркнуть, что сложившаяся демографическая ситуация в нашей области - наихудшая в Украине и приобрела кризисный характер. Наблюдается стабильно отрицательный прирост населения. За период 1991-2002гг. показатель природного снижения возрос с 2,5 до 10,9 и почти вдвое превышает средний по Украине. По расчетам, при сохранении существующих тенденций демографического развития и неизменности социально-экономических условий численность населения в области до 2020 года может сократиться на 1,1 млн. человек.

          Мы уже начали ощущать снижение числа абитуриентов, дальше будет еще хуже. А это приведет к снижению поступлений средств от нашей основной деятельности - подготовки специалистов с высшим образованием. Естественно, мы должны будем уменьшать и наши расходы. Чтобы не допустить этого, нам нужно искать дополнительные источники финансирования. Это обучение иностранных студентов и аспирантов, научно-техническая деятельность, организация различных курсов повышения квалификации, организация и проведение научных семинаров, конференций, симпозиумов и др., в общем, необходимо стараться максимально использовать свои возможности в рамках действующего законодательства.

          Сейчас я хочу возвратиться к тому, с чего начинал, и заявить, что сегодня общая тенденция в развитии Академии положительна, но для ее сохранения нужно каждому из нас хорошо работать, осознавая личную ответственность за результаты этой работы.


    Основные направления работы на 2003/2004 уч. год

    1. Подготовка всех необходимых документов для аккредитации: окончательная корректировка всех учебных планов специальностей (выпускающие кафедры и деканаты) и выписок из них (для не выпускающих кафедр). Переработка учебных программ (в соответствии с окончательными учебными планами и последними указаниями министерства). Утверждение текстов ККЗ и ККР. Их качественное проведение. Детальный анализ показателей, по которым будет оцениваться работа факультетов и кафедр, принятие оперативных мер по доведению их до утвержденных критериев (там, где это необходимо). Составление отчета по самоанализу и обсуждение его на совете факультета.

    2. Аккредитация по IV уровню специальностей "Менеджмент", "Экономика промышленности".

    3. Развитие системы подготовки и привлечения для работы в Академии научно-педагогических работников.

    4. Рациональное использование средств, диверсификация источников финансирования, обеспечение финансовой стабильности:

      • открытие новых специальностей ("Журналистика");
      • поиск на перспективу новых направлений подготовки, близких к специальностям ДГМА или пользующихся спросом;
      • профессиональная подготовка, переподготовка;
      • подготовка по заказам предприятий;
      • подготовка иностранных студентов, аспирантов;
      • установление и укрепление связей с предприятиями.

    5. Совершенствование учебного процесса на основе широкого применения ТСО, информационных технологий, повышения эффективности каждого вида учебных занятий (лекций, практических и лабораторных занятий, курсового и дипломного проектирования, производственных практик).

    6. Обеспечение качественной регулярной работы со слабо успевающими студентами, сокращение отсева.

    7. Совершенствование профориентационной работы (улучшение работы подготовительных курсов, рекламной деятельности, правил приема, организация и проведение учебных занятий преподавателями Академии в профильных классах ведущих школ, лицеев и гимназий близлежащего региона).

    8. Совершенствование системы управления с использованием элементов АСУ Академии.

    9. Развитие системы повышения квалификации преподавателей и сотрудников Академии, подготовки руководящих кадров, работы с резервом.

    10. Улучшение воспитательной работы со студентами. Трудовое, нравственное, патриотическое и физическое воспитание. Развитие студенческого самоуправления. Укрепление позиции Академии как регионального центра молодежи.

    11. Совершенствование подготовки магистров (с учетом опыта работы других вузов и научно-методических комиссий министерства по специальностям).

    12. Повышение эффективности работы со студентами-заочниками на основе совершенствования организации обучения, оптимального обеспечения учебно-методической литературой, целевого подбора преподавательского состава.

    13. Повышение эффективности всех видов научной работы с приоритетными критериями: высокая научная и практическая ценность, подготовка научно-педагогических кадров, рост финансовых поступлений, установление международных связей.

    14. Дальнейшее укрепление материальной и финансовой базы Академии, обеспечивающей стабильную систему выплаты и роста заработной платы, приобретение, модернизацию и ремонт оборудования, поддержание в нормальном состоянии аудиторно-лабораторного фонда. Совершенствование системы материального стимулирования сотрудников и студентов.

    15. Повышение уровня информационного обеспечения в Академии и др.

          Эти и многие другие задачи должны найти отражение в планах нашей работы в 2003/2004 уч. году. Эти планы мы должны составить и утвердить уже в сентябре.

    Ректор

  • Содержание номера