ВЫДУМАННЫЕ ГЕРОИ И НЕВЫДУМАННАЯ РЕАЛЬНОСТЬВ номере 17(67) от 27 сентября была опубликована статья, в которой один из старейших преподавателей нашей Академии, профессор Г.Л. Хает размышлял на тему: кто же он - герой нашего времени? В конце статьи редакция отметила, что эта статья должна положить начало новой рубрике, в которой будет рассмотрен этот вопрос со стороны интеллектуальной элиты (ведь именно мы с вами ею и являемся). За прошедший с выхода статьи месяц к нам в редакцию пришло несколько писем, некоторые из которых представлены ниже. "Герой нашего времени - кто он?" - спрашивает редакция газеты "Академия" в одном из последних осенних выпусков. В общем-то, тот портрет, который был дан в статье, наверное, и есть лучший вариант ответа. Но единственное, с чем бы хотелось поспорить, - это сам термин. Герой. Что сие означает? Человек не должен быть героем, он должен быть прежде всего и везде человеком. И именно в этом случае все перечисленные качества - интеллектуальность, инакомыслие, творчество, воля и уверенность в себе будут сбалансированы в личности так, что она сможет и поставить перед собой высокую цель, и работать над ней, и достичь ее с наименьшими потерями. А вот что нужно личности для того, чтобы быть человеком, а не героем, это уже вопрос и психологии, и воспитания, и еще множества самых различных факторов. Первые и главные среди которых - наличие извилин в голове, сердца в груди и души во всех делах. И если все это присутствует, то вопрос о каком-то герое отпадает сам по себе. И еще, по моему непрофессиональному мнению, не надо вообще создавать идеалы и строить портрет героя нашего времени. Они появятся сами по себе. В процессе жизни и творчества. Говорить о творчестве - это еще не значит творить. И, в свою очередь, не ошибается только тот, кто ничего не делает. Т.е. надо что-то делать, чтобы что-то получилось. Само собой ничто никогда не бывает. Тем более, настоящее творчество. Алина, преподаватель Творческий человек - герой нашего времени... Но почему-то почти всегда творческих людей не ценили. Инноваторство - нарушение общих принципов, привычной жизни. Джордано Бруно в свое время за революционную идею сгорел на костре, так как его мысли были невыгодны власти, изобретатель первой швейной машинки умер в бедноте, ибо лишил работы десятки швей, которые и сожгли его дом. Творческие идеи повергают косное мышление в панику, оттого, что ведут к переменам. Пускай переменам к лучшему, но все равно впереди - неизвестность. А не каждый способен правильно приспособиться к новому мышлению. И большинство идей выходит за пределы этого тандема: инноватор - начальник. Казалось бы, почему тогда не пустить на руководящие должности творческих людей? Но ведь это невыгодно, прежде всего, самим инноваторам. Ведь если на них свалится рутинная работа с бумагами или контроль за работой других, то они просто умрут от скуки. Им необходимо постоянно пребывать в поиске, они должны быть прежде всего свободны. Нельзя ограничивать таких людей рамками рабочего дня. Если идея придет, то человек может работать круглосуточно, если наступает творческий кризис, то не помогут даже выговоры начальства, застающего его за посторонним делом. А если во время творческого подъема заставить писать отчет о проделанной за месяц работе, то тут уже, естественно, озарение переходит в другой отдел, где этот же отчет уже написан и люди готовы к появлению новых идей. Для творческих людей рутина подобна смерти, не физической, конечно, скорее духовной, идейной. Но посмотрим со стороны начальства. Нет, я не говорю, что все руководящие составы всегда косномыслящие. Сейчас все больше появляется молодых предпринимателей, которые сами являются достаточно творческими и талантливыми людьми и понимают, насколько инноватор важен для всей организации. Но ведь таланты развиваются в детстве. И процесс взросления и формирования личности проходит в различных учебных заведениях: школах, училищах, техникумах, вузах. А так уж получилось, что ныне большинство руководителей этих самых учебных заведений остались еще с советских времен, когда мышление людей было чуть-чуть другим. Вот, как пример, достаточно распространенная ситуация. Мальчик, который еще до школы был ознакомлен практически со всем материалом 1-2 классов, поступает в школу. Жизнь абсолютно меняется. Дома он решал задачи в несколько действий, а в школе учительница требует, чтобы он целый урок учился правильно писать черточки для цифры "1". Дома он читал взахлеб детские книги, а на уроке ему 45 минут объясняли, как выглядит и произносится буква "А". Естественно, подбирается скука, но заниматься посторонними делами нельзя. А там недалеко и вызов родителей в школу, долгие нотации по поводу плохого поведения, приказ больше не высовываться и, как следствие, полное исчезновение каких-либо признаков интереса к учебе. Ну ладно, это я отвлеклась. Насчет косномыслящих руководителей (а таких сейчас немало). Они могут быть совершенно неглупыми людьми, но боязнь инакомыслия повергает их в настоящую панику. Их подчиненные должны строго выполнять все инструкции: приходить на работу и уходить с оной только в строго определенное время, делать только то, что они должны делать, находясь на рабочем месте. Им нужна дисциплина. Я встречалась с некоторыми такими вот преподавателями, вся вычитка предмета у которых состояла в следующем: я так думаю, и ты обязан думать точно так же; ты понимаешь все правильно, но я не могу поставить тебе "5", потому что ты не ходил на мои лекции; ты считаешь, что я не прав, - что ж, эту лабораторную ты защитишь только к началу сессии. Ну, что я все рисую в таких черных красках... Все ведь намного лучше... И именно в вузе чаще всего и ценят творческие идеи. И есть преподаватели (не поверите, но я даже знакома с одним из них, пока, правда, только с одним), которые готовы оказать любую помощь в освоении материала, которые могут закрыть глаза на мелкие недочеты, видя, что это мелочи, которые в жизни являются далеко не решающими. Вот, собственно, таким я и вижу этого самого героя нашего времени: жизнь - в эмоциях, в озарении, в идеях... Вдохновение, Муза - все рядом... Свобода - решающий фактор... Лень - двигатель прогресса... Пусть он неделю не будет заниматься рутинной работой, а просто обдумывать, но зато потом сделает именно эту работу, но всего за вечер. Блеск в глазах, когда идея приходит, и полное отсутствие тяги к жизни в моменты творческого кризиса. Ведь десяток таких вот увлеченных одной идеей (а для всех остальных - немного странных, даже в чем-то сумасшедших) за неделю сделают больше, чем целая корпорация дисциплинированных работников. И кто сказал, что это плохо? В общем, не злитесь вы на творческих людей за невнимание, за разболтанность, за отвлеченность от мира сего и от земных проблем. Попробуйте если не понять их, то хотя бы принять их такими, какие они есть. И еще: подкармливайте их почаще, ибо, увлеченные идеей, они часто забывают об этом... Елена, студентка 3-го курса Кстати, вопрос этот еще остается открытым, и публикацией нескольких мнений истину найти трудно. Так что мы еще ждем писем именно с вашими мнениями. Почтовые ящики редакции находятся на первых этажах 1-3 корпусов Академии. |