Главный герой сегодня - творческий человекОткрыв газету, студент подумает: ну о чем может написать по этому поводу преподаватель? Он скажет, что положительный герой - это отличник, дисциплинированный студент и т.д. Нет! Я собираюсь писать совсем о другом. Кроме того, мои заметки - не только личное мнение, но краткое изложение исследований в области менеджмента, психологии, истории культуры. В постиндустриальную эпоху, при переходе к "информационному обществу", который наблюдается в развитых странах, главным богатством становится не земля, не заводы, не финансовые ресурсы, а "человеческий капитал", творческий потенциал и знания человека. Поэтому главный герой сегодня - это инноватор, творческий человек. Главный герой - это не тот, кто хорошо выучил (знания быстро устаревают),а студент, который научился сам приобретать знания, мыслить и изобретать. Его основное занятие - копаться в книгах, думать и придумывать, главное место работы - читальный зал, научная лаборатория и, конечно, место у компьютера. Его отличительная черта - иметь по всякому вопросу собственное мнение. Природа творчества еще недостаточно изучена. В нем не преобладает, как это представляется непросвещенным, рациональное мышление. Большое значение имеет интуиция, воображение, инсайд (озарение). В основе творчества всегда лежит некоторая тайна. Процесс творчества характерен высоким уровнем эмоций. Творчество - это своего рода игра. Человеком овладевает то одна, то другая идея. Творческий человек - это одержимый человек. Он часто забывает о правилах, существующих в организации, о своих личных интересах, о материальной выгоде. Недаром в древнегреческом пантеоне рациональное и творческое начало олицетворяли разные боги: первое - Аполлон, второе - Дионис. Исходным пунктом творчества является иллюзия, нечто воображаемое. Вы как бы говорите себе: "Делай не так, как все, делай иначе". Значит, исходным пунктом творчества является инакомыслие. Инакомыслящий не всегда удобен в коллективе. Иногда его не жалуют друзья, не всегда любит начальство. Последнее связано с тем, что управлять им по старому (командовать, говорить, что, как и когда делать) невозможно. Им можно управлять только путем постановки целей. Плохо, если творческий человек оказывается "белой вороной" в организации. Но важно понять, что такая ворона несет золотые яйца, причем не только в удовольствие себе, но и на пользу своей организации, всему обществу. Поэтому будем внимательны, будем благожелательны к инноваторам. Вспоминаю свое первое "изобретение". На пятом курсе я по рекомендации моего научного руководителя - ректора Харьковского политехнического института М.Ф.Семко изучал теорию процесса стружкообразования. Как-то, взволнованный, я прибежал к своему шефу и, заикаясь, сказал: "Не верится, но я, кажется, сделал открытие: при механической обработке необходимо нагревать срезаемый слой". Михаил Федорович улыбнулся и ответил: "Молодец, что додумался! Однако это известно". (Уже были опубликованы на эту тему 2 незначительные работы.) Мне стало немного грустно, но я ощутил азарт изобретательства. Впоследствии я реализовал эту идею на НКМЗ при обработке валков и конусов засыпных аппаратов домен. Как, при каких обстоятельствах возникает идея? Не всегда это - процесс индивидуальный. Например, идея "направленного морфологического анализа", как метода проектирования, возникла в процессе диалога, взаимодополняющего рассуждения у нас с В.С.Гузенко при полете на самолете рейсом "Донецк-Ленинград". Недалеко от С.-Петербурга находится Сестрорецкий инструментальный завод, в содружестве с которым впоследствии мы получили немало авторских свидетельств и поставили на производство много новых режущих инструментов. Виталия Семеновича я недаром вспоминаю в этой статье. Это один из лучших изобретателей в Академии. Кто хочет подумать над новыми конструкциями инструмента, обратитесь к нему. Но изобретают не только "железки". Нынче большой спрос на новые виды менеджмента, в том числе на новые методы управления в вузе, новые методы преподавания. Много новых идей было выдвинуто и частично реализовано на инженерно-экономическом факультете. Всем известна его активность в области профориентационной работы, по созданию "малой академии", по развитию корпоративной культуры и т.д. Плох тот солдат, который не собирается стать генералом. Поэтому каждый студент должен постараться стать инноватором. Думается, что ваши заявки на изобретения с удовольствием примут в научно-исследовательском секторе, ваши предложения по улучшению менеджмента в вузе, по совершенствованию преподавания, по студенческому самоуправлению - в деканатах и других службах. Если же с вами не согласятся (а это часто бывает), сразу не сдавайтесь, не думайте, что старший всегда прав. Нужно уметь доказать свою правоту. Вот здесь у инноватора проявляются другие свойства психики: интеллект, воля, уверенность в себе. Нужно бороться за реализацию своей идеи. Побеждает наступающий! Г.Л. Хает, профессор От редакции: Мы надеемся, что эта статья положит начало новой рубрике. Хотелось бы узнать ваше мнение о том, какой он - положительный герой нашего времени в вашем понимании. Думаем, что придет множество откликов с вашими мнениями. Ждем ваших писем. |