Корпоративная культура - достижения и перспективы развитияЗа последние годы понятие корпоративной культуры достаточно прочно вошло в жизнь Академии. И сейчас уже совершенно ясно, что это не какой-то абстрактный научный термин, а очень эффективный и главное реальный рычаг успешной деятельности любой организации. В том числе и учебного заведения. Особенно, если теоретические разработки в этой сфере незамедлительно применяются на практике. В начале мая в Академии был проведен научный семинар по корпоративной культуре. Интересные, как с практической, так и с теоретической точки зрения доклады практически обо всех аспектах корпоративной культуры, были представлены членами творческого группы по развитию корпоративной культуры в Академии. Символы, традиции, ценности - все это стало объектом пристального внимания ученых, основывающих свои работы на вековом опыте развития различных стран. Успешная фирма или организация безусловно должны тщательно изучать и анализировать психологическое, физическое и духовное состояние своего персонала, не оставляя без внимания и внешние атрибуты, составляющие лицо фирмы на рынке. Психологические аспекты корпоративной культуры стали предметом научных разработок доцента Славянского пединститута Л.Г. Хаета, который предложил как один из путей развития корпоративной культуры вуза проведение среди преподавателей и студентов особых психологических тренингов. Но, к сожалению, при всей внешней привлекательности этого предложения представить объединенные тренинги наших студентов и преподавателей достаточно трудно. А вот разработки других выступающих, в первую очередь, Г.Л. Хаета и С.В. Ковалевского уже сейчас находят свое практическое применение и дают положительный эффект. На семинаре были представлены некоторые данные о таких практических результатах развития корпоративной культуры в Академии. Передать полный объем выступлений невозможно. Но комментарии основных докладчиков, данные нам по завершении семинара, будут, пожалуй, достаточно интересными даже для неискушенного в науке студента. Григорий Львович Хает, основоположник науки о корпоративной культуре в Академии, обозначил основные пункты своего выступления так. "На семинаре, прежде всего, говорилось о работе, которая ведется в нашей Академии творческой группой вместе с работниками НКМЗ и Славянского пединститута. Эти исследования проводятся уже 4 года. Мы изучаем корпоративную культуру вузов, промышленных предприятий и их подразделений. Прежде всего, очень важным вопросом является само понятие корпоративной культуры и ее структура. Корпоративная культура - это душа и лицо организации. Она определяет успех долгосрочных планов, поэтому необходимо уделять ей большое внимание. Нужно понимать, что корпоративная культура имеет несколько уровней иерархии. Но доминирующее значение безоговорочно принадлежит ценностям. Ценность организации определяет все. Поэтому менеджер любой организации должен изучать прежде всего ценности и делать соответствующие выводы. Мы в своей работе изучали ценности станочников машиностроительного предприятия, преподавателей и студентов различных вузов, в том числе и ценности студентов 18 групп Академии. В результате оказалось, что не все студенты настолько приземлены, насколько можно было бы предположить. Далеко не все из них думают только о зарплате. Большое значение имеет интересная работа, достижение целей поставленных в жизни. Очень важна для молодого человека его инновационная деятельность, т.е. творчество. Оказалось, что многие студенты дают этой ценности среднюю оценку. Это означает, что в их сознании существует некоторая норма. Они считают, что молодой человек не должен работать, если в работе совершенно отсутствует творчество. 15% студентов вообще считает творчество главной ценностью в своей жизни. И это именно те люди, на которых мы должны ориентироваться в будущем. Так же нами был проведен и сравнительный анализ корпоративных культур двух вузов. Причем результаты также оказались достаточно интересными и дают хорошую информацию для дальнейшей работы над корпоративной культурой Академии. Кроме того, рассматривая корпоративную культуру, надо сказать, что она очень сильно взаимосвязана с видом менеджмента. Поэтому у нас была разработана своя методика для изучения существующего вида менеджмента на инженерно-экономическом факультете. Оказалось, что за последние годы здесь произошло смещение от автократии к культуре творческих команд, большой семьи (японский менеджмент), культуре задач. Т.е. в сторону внимания к личности, инноваций. Но смещение еще недостаточно. Эксперты считали, что предстоит еще значительный сдвиг в этом направлении. Причем выявленная тенденция полностью соответствует перспективам развития менеджмента передовых компаний мира". Новые аспекты развития корпоративной культуры, новые разработки и перспективы были обозначены в выступлении Сергея Вадимовича Ковалевского. И, конечно, первоочередное внимание он уделяет инженерно-экономическому факультету: "в ходе семинара нами была дана информация о том, что сделано на факультете в рамках программы развития корпоративной культуры. И такое особое внимание к этому факультету не случайно. Ведь именно здесь была создана инициативная группа, и проводятся многочисленные практические изучения корпоративной культуры в среде студентов и преподавателей. На факультете разработан комплексный план развития корпоративной культуры. И мы понимаем, что корпоративная культура является неотъемлемой частью общей системы становления личностиличности. Особенно актуально то, что вместе с развитием студентов сегодня необходимо развивать и преподавательский коллектив, как на уровне знаний, так и на уровне духовности, т.к. духовность является вершиной становления личности. На конференции показано, что программа развития корпоративной культуры имеет практическое развитие на факультете, и уже сегодня она реализована на 70%. Сформулирована миссия, дерзкая цель факультета, принципы, так называемые скрижали, ИЭФ. Но оставшиеся 30% - это самые сложный этап в нашей работе. И все наши сегодняшние достижения должны иметь развитие. Именно в этих целях был введен специальный курс корпоративной культуры, проведены специальные кураторские часы, семинары, метод совет. На каждой кафедре разработан план развития корпоративной культуры кафедры в рамках корпоративной культуры факультета. Вообще культура всегда существует в любой организации, ее надо только развить. Но тратить много сил на достижение очевидных целей не хотелось бы. Просто нужно определить основные задачи и найти хорошее решение. Такой задачей сейчас является анализ связи между показателями знаний и психо-физиологических характеристиками студентов. Основной идеей дальнейшего развития корпоративной культуры Академии должен являться лозунг "в здоровом теле здоровый дух". Но реализовать его необходимо на уровне мировых стандартов. В частности, заняться развитием фитнес-клубов. Ведь студентам будет гораздо интереснее выполнять элементы шейпинга, аэробики, колонетики, чем висеть на стенке и сдавать нормативы. Финтес-тренингу присущи все игровые и силовые формы. Но, кроме того, он еще направлен на то, чтобы для любого человека поддержание хорошей спортивной формы стало образом жизни. Таким образом, мы попытались исследовать положение спортивной культуры в нашем вузе. Для чего была построена специальная модель с помощью современных технологий. И уже сейчас мы можем прогнозировать развитие абонементных групп, связь развития абонементных групп и принципов овладения новыми знаниями. Много внимания уделяется аудиторной и внеаудиторной работе со студентами. Мы стараемся больше вовлекать студентов в систему здорового образа жизни, соревновательную систему овладения профессиональными знаниями и мастерством, развития творческих способностей. Потому что все составные части корпоративной культуры должны развиваться в комплексе. Только тогда эти разработки будут по-настоящему интересны и эффективны". Что особенно радует, ректорат Академии основной путь нашего роста видит в развитии корпоративной культуры. Проректор по научной работе В.А. Федоринов, подводя итоги проведенного семинара, отметил, что для дальнейшего развития корпоративной культуры необходимо еще разработать хороший математический аппарат, который максимально учтет влияние эмоций на результаты практических исследований корпоративной культуры Академии. И это, пожалуй, будет самой сложной задачей для творческой группы ученых. Потому что корпоративная культура, как и сама организация - не кусок металла или чертежный лист. Это живое существо, которое невозможно загнать в какие-либо математические или физические законы. И, может быть, именно поэтому наука о корпоративной культуре так интересна и близка любому человеку. Алина Остафийчук Восемь типов организационно-управленческих культур1. Власти. Основана на власти-собственности "или" власти-харизме, связанной с лич-ностью лидера. Каждый выполняет приказ. 2. Роли и правил Все определяют инструкции и документы. Каждый выполняет то, что предписано его ролью и правилами. 3. Коллегиальности Стратегические решения принимаются на советах. Руководитель-член со-вета, осуществляет исполнительную власть. 4. Большой семьи Японский менеджмент. Характерны патриотизм, доброжелательная обста-новка, взаимное уважение и послушание старших. 5. Творческих команд Организация состоит из творческих команд. Ориентация на инновации. 6. Звезд Ориентация на звезды - отдельные яркие слабоуправляемые личности. 7. Задач Управление осуществляется через постановку целей и задач. Сотрудники сами решают вопрос о методах и реализации. 8. Конкуренции Управление организовано на конкуренцию, соперничество как внутри ор-ганизации, так и между организациями.
|