Национальные особенности поисков предков. Русь(окончание)Перейдем теперь ко второму, а вернее к первому, древнейшему центру объединения Киевской Руси. Это город Холм, вошедший в историю под более поздним названием Новгород Великий. Само название Новгород подразумевает существование города более древнего. Вряд ли новая, княжеская крепость появилась рядом со старым городом раньше правления в Новгороде князя Владимира. При сыне его Ярославе Мудром скандинавские источники никакого Новгорода не знают, только Гельмгард. Считают его столицей Гардарики - Страны городов. Так скандинавы называли Киевскую Русь. Первому новгородскому князю повезло больше, чем Кию - его существование отражено в датских хрониках. Конунг Рёрик правил частью Дании. Он все время воевал со шведами и создавал против них союзы. Постоянными участниками его союзов были поморские славяне, жители балтийского побережья. Очень даже вероятно участие в этих союзах и новгородцев. Если так, то Рёрик обязательно должен был посещать Новгород, а отряды новгородцев сражались под его началом. Но не больше, князем Новгорода он не стал. По свидетельству хроник до самой смерти оставался в Дании. История же призвания Рюрика на княжение в Новгород подозрительно напоминает историю призвания англов и саксов в Англию из хроники, которую написал Беда Достопочтенный. А мир и тогда был тесен, вместе с Нестором-летописцем в Киеве жила со своими придворными дочь последнего англо-саксонского короля Гарольда, она же жена князя Владимира Мономаха. Следует отметить также, что Рюрик не избежал общей участи мифических первопредков - появления двух братьев. Имя первого дословно переводится как "верная дружина", второго - как "родичи". Похоже, у летописца был текст на одном из германских языков, который он не очень хорошо понимал. Следующий летописный князь Олег уже несомненно правил Новгородом, подчинил себе Киев и другие славянские земли, заложил основы государства. Судя по всему, племенные союзы славян не очень упорно отстаивали свою независимость. Ведь прорваться в Византию и мусульманские страны для грабежа и торговли можно было только совместными усилиями. А Киев уже принадлежал скандинавам, для его подчинения Олегу было достаточно заманить в ловушку и убить тамошнего князя. Как утверждают многие современные историки, одного князя, а не двух. Аскольд умер до этого, Дир стал князем после его смерти. И убивая Дира Олег никак не мог сослаться на права, следующие из родства с Рюриком. Не был он родичем датского конунга, поскольку прибыл из Норвегии. Одна из норвежских саг очень близко к русским летописям описывает его жизнь, отличия в несущественных мелочах. Так смерть от коня еще юноше предсказывает норвежская шаманка, а не киевский волхв и не новгородский кудесник. Не совпадает имя - Одд. Но имяХельге могло появиться как прозвище. Дословно оно значит вещий, предусмотрительный, удачливый. Славяне его тоже называли вещим. Из рассказанного следует весьма тривиальный вывод - писания первого историка Киевской Руси тем менее достоверны, чем больше поколений отделяет Нестора от описываемых событий. Фактически достоверность заканчивается на поколении прапрадедов. И то лишь благодаря личности князя Олега, масштабу его деятельности, охватившей просторы от Балтики до Босфора, от Буга до Волги запомнилось это время. Ведь в описании деяний следующего поколения прадедов куда больше событий, в достоверности которых историки сомневаются, несравненно больше сказочных мотивов. А более ранней истории наших предков просто не существует. Все, что написано о временах до Олега у первого историка - его собственные домыслы, основанные на неправильно понятых записях в иноземных хрониках. Одно утверждение, что славяне расселились по земле из бассейна Дуная чего стоит?! В этом с ним не согласны античные географы, помещавшие славян восточнее германцев и севернее сарматов. Византийские историки тоже не согласны, они описали переселение славян на дунайский земли с севера и востока. Современные же историки помещают прародину славян в южную часть бассейна Вислы и примыкающий к нему бассейн Припяти. Там прожили наши предки до начала своего расселения две тысячи лет занимаясь подсечным земледелием, охотой, бортничеством в лесах. Никогда не кочевали они с потомками ариев в степях между Волгой и Индией. Только встречали скифов и сарматов, потомков иранских ариев на своих южных границах. По большей части, вероятно, с копьями и топорами встречали. Ведь это была встреча представителей двух совершенно различных, несовместимых миров. С момента, как разбежались в разные стороны их родственные предки, за плечами одних пролегло полторы тысячи лет жизни в лесах, за плечами других такой же срок кочевой жизни в степи. Только специалист-филолог мог бы установить родство славянских языков скифскому и другим иранским языкам. Впрочем, существует предположение, что славяне успели расселиться по лесостепи Правобережья Днепра еще до прихода скифов. Что они попали от кочевых скифов в зависимость и вошли в скифское культурное единство. По этому предположению именно славяне были скифами-земледельцами, продававшими зерно грекам через Ольвию. Весьма вероятно, хоть доказательств нет. И раздуваться нам от гордости за хозяйственные и коммерческие успехи предков не стоит. Скифы-земледельцы нашими предками не стали. Спасаясь от нашествия сарматов ушли они на территорию современной Болгарии, смешались с тамошним населением и ассимилировались. Через восемь веков их потомки были частично истреблены, частично ассимилированы славянскими предками болгар. Болгарами они тогда еще не назывались, имя это получили позже в наследство от тюркского племени, подчинившего их и ассимилированного ими. Скифы-земледельцы, однако, с равной вероятностью могли быть племенами ираноязычными, т.е. славянам совершенно чуждыми. Но даже при славянском происхождении они, переселившись в лесостепь, полностью утратили связи с лесными своими собратьями. Не работало тогда радио и телевидение, не разрывались от междугородних звонков телефоны, не летели по телеграфным проводам со скоростью света сообщения о смерти родителей и рождении племянников. Даже письма не писали друг другу. Неграмотные были и почты не было. И книги с газетами на общем старостаростарославянском языке не развозили возами из мощных полиграфических комбинатов. Даже княжеские дружинники не скакали еще по дорогам. Вернее, скакали с юга кочевые скифы, но их стопорили на границе лесов.Так что сразу же начали переселенцы свою собственную линию развития, все дальше уходящую в сторону. Весь славянский мир состоял из таких, имеющих общее начало, но не связанных линий. И линий этих было неизмеримо больше, чем имеется сейчас славянских наций. Ведь в каждую их них влились десятки, если не сотни племен. Немало пришлось потрудиться княжеским дружинникам, чтобы объединить племена. И священникам с их торжественными службами, книгами, летописями. А до того никакое единство в славянском мире не простиралось далее пяти десятков километров в пространстве, пяти сотен лет во времени. У степных кочевников расстояния были на порядок больше, но тьма в глубинах прошлого темна не менее. Через три сотни лет после прихода их предков в причерноморские степи в востока скифы рассказывали грекам нелепые сказки о своем происхождении от змееногой дочери божества реки Апр (в древнем названии Данапр первый слог - иранское слово "Дон", что значит "река", в названиях Данубий и Данастр тоже). Они уже не помнили, как кочевали предки в степях между Доном и Волгой. А степи между Волгой и Уралом, откуда по данным археологии предки скифов отправились на запад, для потомков просто не существовали. Пути туда перекрывали враждебные скифам сарматы, которых в свою очередь теснили с востока враждебные им племена. В степи становилось тесно. Ее начали осваивать, вытесняя иранцев, угры и тюрки. В конце концов ираноязычные кочевники из заволжских, зауральских прибайкальских степей через Среднюю Азию ушли в Иран. Скифы частично окопались в Крыму, частично ушли в Болгарию и Румынию. Часть сарматов отступила в горы Кавказа (предки осетинов), остальные рассеялись по всей Европе. И никто из них нашими предками не стал. В полном соответствии с учебниками истории ими стали славяне, жители лесов. И не стоит обижать их, приписывая деяния других народов. У них своих деяний великих хватает. И единство, даже тождественность всех индоевропейских племен от Ганга до Балтики, продержавшееся многие тысячи лет, тоже выдумывать не стоит. Этот миф - всего лишь проекция современного мира на глубокую, доисторическую древность. В древнем, племенном мире не было у такого единства даже малейшей возможности существования. Владимир Костенко |