ЖИЗНЬ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫХ ДЕТЕЙЧем замечательны наши дети? Единственные и неповторимые для своих родителей, маленькие надежды учителей и будущее государства. Каждый ребенок должен быть кому-то нужен и чем-то замечателен. Хотя не все в жизни получается так просто, как мечтается. И, к сожалению, многие маленькие Эйнштейны и Пифагоры практически не реализовывают свои гениальные задатки. Но мы не будем углубляться в "негаразди" нашего бытия. А поговорим именно о тех счастливых созданиях, которым повезло в жизни и с талантом, и с учителями. Наши герои - ученики физико-математического класса ОШ N 35 Евгений Лисняк, Алексей Юрченко и Сергей Володько. Небольшое экспромт-интервью, проведенное в уютной препараторской компьютерного класса, стало в некотором роде откровением для автора. И, вероятно, будет небезынтересным для широких масс читателей. Первый и основной вопрос ребятам: что вообще представляет собой жизнь начинающего математика, какие достижения и планы имеются в наличии? Ответ, с паузами на воспоминания и здоровый юмор, занял около получаса. Обычные, практически незначительные, областные(!) олимпиады по математике и физике опускались как само собой разумеющееся. О сборах в Донецке, проходивших в середине февраля и имеющих своей целью отбор участников Всеукраинской олимпиады, народ поведал с уверенным видом завсегдатаев. С особым уважением, но тоже как о чем-то привычном и естественном, было упомянуто, что занятия на сборах проводили ведущие преподаватели области. Затем прошел турнир городов, событие весьма масштабное и высокоуровневое, но не глобальное для респондентов. А вот дальше началось самое интересное. Абсолютно без всякой заносчивости и самомнения была рассказана такая вот история. Совсем недавно школой, как обычно, были получены задания Пятой заочной всеукраинской олимпиады. Задания - это большие журналы с задачами повышенной сложности, которые надо выполнить в срок около двух месяцев. Авторы 17-ти лучших работ автоматически допускаются к последнему туру Всеукраинской олимпиады. В общем, дело очень ответственное и довольно сложное, хотя за два месяца вполне реальное. Но все так просто никогда не бывает. Благодаря "отличной" работе отечественной почты, материалы пришли с опозданием на два месяца. И что же вы думаете; за 3 (три!) дня был решен весь объем толстых журналов с задачами. Попробуйте на досуге решить хотя бы половину заданий за три месяца... Повествование продолжалось. Оказались ребята еще и учащимися заочной физико-технической школы при МФТИ, слушателями ОЗШ "Эрудит" в Донецке. Все это, конечно, предполагает бесчисленные олимпиады, сборы, лекции, контрольные и т.д. А олимпиады МФТИ, как вы понимаете, дают возможность юным дарованиям наладить связи с российскими вузами со всеми вытекающими отсюда льготами и перспективами. Кстати, проводятся эти самые олимпиады именно бывшими выпускниками краматорских школ. Так что связь поколений налицо. Участие на всех олимпиадах не остается только участием. Ребята показывают хорошие знания, занимают первые места. На последней олимпиаде МФТИ, например, Сергей Володько занял первое место, а Евгений Лисняк разделил с Даниилом Братченко второе. На Всеукраинскую олимпиаду Сергей имеет тройное(!) приглашение, а молодой математик, восьмиклассник Егор Кудрявцев, став победителем областной олимпиаде и, получив первый диплом, направлен в Ужгород на Всеукраинскую олимпиаду по физике. И это еще не все. Вспомнилось ведь только основное, то, что было недавно или то, что просто всплыло в разговоре. Жизнь этих парней наполнена смыслом, событиями и встречами с интересными людьми. И, что удивительно, при всей поглощенности наукой, они не теряют чувство юмора, не становятся высокомерными. Может быть, это оттого, что их учитель, Александра Зиновьевна Рябуха, такой бесконечно мудрый и удивительно душевный человек. Может быть оттого, что талант мудрости дан им от Бога вместе с талантом математики. Но суть одна: в нашем городе, в наших школах, реально существует и плодотворно развивается феномен вундеркинда. Разговор с этими ребятами вызвал гамму самых разных чувств. Удивление, уважение. Прежде всего, наверное, уважение. Уважение перед силой человеческого разума и перед умением учителя направить этот ум в нужное русло. Больше бы таких школ, таких учителей. Тогда было бы больше у нас по-настоящему умных людей. А там, глядишь, их руками наладилась бы жизнь. Не обязательно математическая. А. Остафийчук (На фото - ученики 10-А класса) |