INTERNET С ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ ЛИЦОМ

      Еще недавно советское общество делилось на две категории, одна из которых явно завидовала другой - обладателей импортной быттехники и граждан, обходящихся без оной. Затем уже постсоветское общество было раздираемо на два неравных класса - тех, у кого компьютера дома (или в ближайшем окружающем пространстве) не было, и тех, кто так и сыпал слэнговскими "прогами" и "сисопами", смотря на первых, без сомнения, свысока. Компьютерный спрос неуклонно насыщается, однако неравенство среди людей возрождается непрестанно, и следующим критерием разделения явился доступ в пресловутое информационное пространство (Internet) - произвольный и неограниченный для одних, либо по чайной ложечке и ощутимо платный для других.

      Вопрос, что такое Internet , открывающий книги из разряда "Для чайников...", прозвучит и в данной статье. Автор считает, что информационное пространство в виде мирового сообщества пользователей ПК и объединяющих их в глобальную сеть серверов - это уже близкий прообраз той самой Ноосферы, возникновение которой предсказал в свое время академик Вернадский. Впрочем, отбросим в сторону эмоции и научную лирику, и разберемся с тем, для чего Internet, собственно, нужен.

      Направления его использования в настоящее время можно выделить в несколько больших групп.

      Развлекательное. Сюда можно отнести так называемое "лазание" по страничкам, умиление от красивых картинок и симпатичных анимаций, бесцельная болтовня на нетематических чатах, обнаружение и освоение совершенно неожиданной информации (вроде меню университетской столовой в штате Мичиган) и т.д.

      Информационное (информирующее) направление. Internet обеспечивает быстрый поиск и доступ к необходимой информации, дает возможность получить свежие новости из электронных конференций, средств массовой информации, получить бета-, демо- , бесплатные и условно бесплатные версии программных продуктов, электронные книги, статьи и т.д.

      Коммуникационное. Простоту посылки и оперативность доставки электронной почты оценили уже многие (так же, как и бесследное исчезновение электронных писем, проблемы с кодировкой приходящих сообщений и т.д.). Internet предоставляет также бесценную возможность пообщаться с единомышленниками в разнообразных тематических конференциях, задать вопросы, тут же получить на них ответы и даже увидеть при этом выражение лица собеседника (правда, в несколько "дергающемся" варианте).

      Обучающее. Это направление, связанное с развивающейся разновидностью получения образования - дистанционным обучением, с проблемами организации электронных учебных пособий, тестирования знаний и аутентификации обучающегося, заслуживает отдельной статьи, а может быть, и целой серии.

      Проблемы, возникающие при реализации любого из этих направлений: несовершенство и слабая интеллектуальность поисковых серверов, необходимость перерабатывать множество ненужных и случайных ссылок, обнаруженных при поиске; технические аварийные ситуации и ограничения у конкретного провайдера или proxy-сервера, которые насильственно прерывают вашу работу в самом интересном месте и заставляют откатываться к началу поиска по иерархии вложенных друг в друга ссылок; иногда неподготовленность или неосведомленность конкретного пользователя; зачастую малодоступность информации о нужных и интересных адресах (так называемых ресурсах Internet), самые фантастические несообразности и неожиданности при использовании словообразований в этих адресах (интересующихся отсылаю в читальный зал нашей библиотеки к журналу "Компьютеры + программы", который ведет специальную рубрику "Казусы в Internet", а также публикует исследования об украинском и русском сегментах Internet, и к журналу "Компьютер Пресс", исследующему русский сегмент).

      О реалиях и перспективах использования Internet в Академии, о социальных, политических и даже медицинских аспектах его использования читайте в следующих номерах газеты.

П.Сагайда

Содержание номера