КУЛЬТУРА В НАШЕЙ ЖИЗНИ

      "Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, - это звездное небо надо мной и моральный закон во мне".

И. Кант

      Как много и порой бесцельно говорится сейчас о таких сложных вещах, как смысл нашей с вами жизни, о человеческой уникальности и ценности, о спасительной роли красоты и духовном богатстве. Но на самом ли деле, услышав очередную культурную дискуссию, мы задумываемся об этом серьезно, прикидываем на себя рассуждения и выводы? Хотелось бы, чтобы данная информация не стала лишь темой для разговора.

      Панк-рок, рэп, джангл и все, что угодно - это ваша жизнь, ваша философия. Но жизнь не ограничивается видиком и дворовыми песнями. Мы вращаемся в пространстве Internetа и денег. Мы должны выживать в этом пространстве, сохраняя при этом свое лицо - лицо Homo Sapiens.

      Итак, мы говорим о культуре предприятия. Прежде всего, дадим четкое определение этому сложному и интересному понятию. Культура - это совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их производства и использования для прогресса человечества. В последнее время начали много говорить о корпоративной культуре организации (также применяют термин "идеология или философия фирмы", "организационная культура" и др.). Корпоративная культура (КК) - это система убеждений, деловых принципов, норм поведения, традиций, символов, сложившихся в организации за время ее деятельности и разделяемых большинством сотрудников. А что, по-вашему, определяет корпоративную культуру Академии, вашего факультета, кафедры, группы? Существуют ли вообще такие понятия лично для вас, и что дают они в вашей повседневной жизни?

      Материальная и духовная культура тесно связаны между собой, но все же, рассматривая вопрос о корпоративной культуре, мы будем в большей степени иметь в виду духовное производство, духовную культуру. К ней относится степень развития науки, образования, искусства, нравственные нормы поведения, уровень интеллектуальной деятельности, богатство языка. И опять же возникает вопрос: как часто вы задумываетесь о своих личных нравственных нормах, насколько удовлетворяет вас уровень развития вашего интеллекта и что вы делаете, чтобы его повысить?

      Исследования показали, что все быстроразвивающиеся и наиболее прибыльные компании имеют высокую корпоративную культуру. Так одна из наиболее прибыльных компаний США - фирма IBM считает, что единственный фактор, который цементирует корпорацию в нашем очень быстро меняющемся мире - это не ее технология, а уникальная этика и корпоративная культура. Японцы пошли еще дальше. Демократизм не должен функционировать только на бумаге и научных диспутах, - считают они. Каждый уважающий себя руководитель всегда знает, как и чем живут его подчиненные помимо производства, и вопрос о здоровье супруги или учебных достижениях ребенка воспринимается здесь как должное. Хотели бы вы, чтобы такие отношения стали нормой для нашего вуза? Что, на ваш взгляд, необходимо для реализации этой задумки и как бы вы могли участвовать в данной работе?

      Очевидно, что наша жизнь связана с деятельностью Академии. Поэтому всем небезынтересно будет узнать, как складывалась ее корпоративная культура, как развивались межличностные отношения в коллективе, и, в каком направлении они будут протекать в дальнейшем. Итак, корпоративная культура складывалась в процессе организации и становления сначала Краматорского индустриального института, а затем Академии силами ее известных ученых, признанных лекторов, лучших ассистентов, мастеров на все руки - лаборантов, руководителей всех рангов, общественных работников. Этому способствовал пафос решения сложнейших научно-технических задач на таких уникальных предприятиях тяжелого машиностроения и станкостроения, как НКМЗ, СКМЗ, КСПО, а также декларирование ряда положительных ценностей, заимствованных из арсенала этики великих религий мира: любви к людям, уважения к труду как таковому, братства и справедливости и т.д.

      Сегодня Академия имеет свои уникальные символы, здесь активно отмечаются мировые, государственные и внутриорганизационные праздники. Большое внимание уделяется оформлению интерьера зданий Академии, выработке соответствующего стиля поведения преподавателей и сотрудников, определена корпоративная миссия и "дерзкая цель" организации. К сожалению, корпоративная культура на данном этапе развития еще не достаточно систематизирована и приведена в порядок. Отдельные формирования общих традиций на кафедре СП, учебно-воспитательных традиций кафедры ТиУП, научных традиций кафедр ОМД, химии и др. локальные образования местной культуры по факультетам со временем должны быть приведены к единой структуре и начать эффективно функционировать на благо всей Академии. Свою посильную лепту в становление КК ДГМА вносим и мы, редколлегия газеты "Академия". И вот, стремясь к повышению корпоративной культуры Академии и соответственно - к улучшению взаимопонимания преподавателей и студентов, мы хотим организовать сотрудничество с нашими читателями по данному вопросу. Приглашаем всех желающих к активному диалогу и просим ответить на все вышеперечисленные вопросы. А в дополнение к ним хотим спросить:

      - Какие праздники и ритуалы Вам больше нравятся? Хотели бы Вы ввести новые, дополнительные?

      - Придумайте гимн вашей группы. И если он будет достоин всеобщего внимания, мы с радостью его опубликуем.

Г. Хает, А. Остафийчук

Содержание номера