ГЕРМАНИЯ ГЛАЗАМИ КРАМАТОРЧАНИНА

(субъективные дорожно-аналитические заметки)

      Первое, что поражает в Германии любого приезжего - это чистота на улицах ее городов. Вообще, ФРГ - единственная страна в мире, где совершенно нет мусорных свалок (работает принцип "отходы - в доходы"). Для каждого типа мусора там предусмотрена своя урна: для пищевых отходов, для пластиковых, для бумаги, для стекла (3 вида) и т.д. - вполне можно запутаться. Перед тем, как что-нибудь выбросить, добропорядочному немцу надо классифицировать это "что-нибудь" и отправляться на поиски подходящего контейнера. Чтобы выбросить, например, стеклянную бутылку, необходимо, во-первых, аккуратно сорвать с нее этикетку (типа мусора: "бумага"), во-вторых, отвинить крышечку ("пластмасса") и только потом искать контейнер для соответствующего цвета стекла. Часто можно наблюдать такую картину: радостные и счастливые, люди несут несколько ящиков пустых бутылок... до ближайшего контейнера.

      На улицах маленьких немецких городов вы не увидите полицейских. Но, несмотря на это, вы смело можете утром оставить свой велосипед возле вокзала и куда-нибудь уехать на поезде, а вечером обнаружить его на том же самом месте в целости и сохранности. Еще пару лет назад двери в кабинетах немецких учреждений не закрывались на ключ. Бетонные заборы с колючей проволокой наверху защищают только ядерные реакторы и другие секретные объекты; обычная высота деревянного забора вокруг частного домика - 0,5 метра.

      Немецкая железная дорога ("Deutsch bahn") требует отдельного и подробного описания. Поезда (причем, как скорые, так и пригородные) там опаздывают максимум на 10 минут. В тамбурах не курят - существуют специальные вагоны для курящих. Практически нет так называемых спальных вагонов - их вагоны напоминают наши автобусы дальнего следования (на InterCityExpress всю страну можно пересечь за 8 часов). В любой электричке в каждом вагоне есть туалет. На вокзалах оборудованы специальные пункты для туристов, где вы можете совершенно бесплатно получить карту города и ряд брошюр с описанием местных достопримечательностей. Чтобы увеличить доходы, немецкая ж/д придумала интересный выход: в субботу и воскресенье цены на билеты гораздо ниже, чем в будние дни. Точнее, вы можете купить так называемый "билет выходного дня" и кататься по нему в течение целого дня (субботы или воскресенья) в любых направлениях - хоть всю страну объедьте. Оптимальный маршрут можно выбрать предварительно по Internet или в билетной кассе любого города. Еще одна отличительная черта немецких вокзалов - отсутствие залов ожидания. Там не ждут, там едут. Если вы опоздали на свою электричку, можете не волноваться - через полчаса будет следующая.

      Когда читаешь в газетах, что объединенная Европа не знает границ - это одно. Но когда ты едешь по трассе и видишь маленькую табличку: "Nederlands" или "Belgique" - и понимаешь, что въехал в Голландию или Бельгию соответственно, - это совсем другое. Вообще, понятие "таможня" - чисто наше понятие. В Европе таможня занимается только многотонными грузовиками - проверяет правильность оформления грузов.

      Спешу огорчить всех приверженцев расхожего мнения о якобы "международности английского языка" - их система обучения школьников иностранных языкам практически не отличается от нашей... Разумеется, определенные категории знают английский великолепно, но простое население иногда не понимает даже элементарных английских слов.

      До недавних пор в Германии существовал закон, регламентировавший работу магазинов: в будние дни - до 18:30, в субботу - до 14:00, в воскресенье абсолютно все магазины в стране должны быть закрыты. Если бы кто-то решился продлить работу на полчаса, его бы тут же оштрафовали - "за недобросовестную конкуренцию". Сейчас закон этот отменили, переложив данную заботу на плечи местных органов власти, но люди по-прежнему предпочитают на выходные дни запасатся продуктами в пятницу.

      Весьма интересен немецкий режим питания. Немцы обычно не завтракают (чашку кофе завтраком я не считаю). Обед состоит, как правило, только из одного блюда - "второго" (по-нашему), причем без хлеба; нет там ни первых блюд, ни третьих. Впрочем, повара столовой исследовательского центра, где я пребывал, начали уделять внимание отличиям в образе питания многочисленных иностранцев: за последние два года в меню появился суп. Может быть, еще через некоторое время кто-то им подскажет, что к супу полагается еще и хлеб...

      Печатные издания в Германии можно разделить на две неравные части. Во-первых, существует несколько центральных газет, которые распространяются по всему миру, которым немцы больше всего доверяют и которые стоят порядка 5-10 марок. Эти газеты можно купить в любом киоске любого захолустного городка (кстати, в том же киоске можно приобрести и свежий номер "Аргументов и фактов" или "Правды"). Каждая имеет свою читательскую аудиторию и свою славу (иногда сомнительную). С другой стороны, любая уважающая себя деревня считает своим долгом выпускать свой "городской" еженедельник. Таких газет в стране - тьма, и доставляются они каждому горожанину... бесплатно! А редакции существуют благодаря рекламе (частично) и местным органам власти. Ибо (как рассуждают эти самые власти) кто же будет платить деньги за местные новости? А если жители не будут покупать местные газеты, то так и не узнают вклад "городского головы" в рост своего благосостояния и (не дай бог) проголосуют на следующих выборах за другого кандидата...

      Русских газет в ФРГ, к сожалению, очень мало. Точнее, уже ни одной. Два года назад выходила единственная "Русская Германия", теперь нет и ее. Сначала меня поразил данный факт, но потом все стало понятно: огромная масса "бывших наших" упорно игнорирует немецкие новости и покупает исключительно "Аргументы и факты", "Правду" и "Сегодня".

      Местного телевидения как такового там вообще не существует. Есть несколько общегерманских телеканалов, на местах - кабельное телевидение, да и вообще - любой немец может позволить себе купить маленькую спутниковую антенну и смотреть сразу около 100 телеканалов.

      Множество товаров продается через автоматы - сигареты, жвачки, железнодорожные билеты и т.д. - причем автоматы принимают не только мелочь, но и бумажные купюры и даже дают сдачу (впрочем, не всегда...).

      Поскольку 5 дней в неделю немцы работают, то в субботу и воскресенье они отдыхают. Например, ездят в Париж (стоимость тура - 50 марок, включая дорогу туда и обратно). Специально для путешественников придуман так называемый "евротикет". Всего за 11 немецких марок вы можете в течение суток ездить по всему так называемому Еврорегиону (несколько западных земель Германии, Бельгия и Нидерланды) любыми видами транспорта. Поражает то, что два десятка разнородных транспортных компаний (автобусных и железнодорожных, городских и пригородных, национальных и международных) сумели как-то договорится между собой и выпускают теперь один билет на всех. (Вы пробовалипроехать по краматорскому проездному билету, например, в Горловке?..)

(продолжение в следующем номере)

А.Мельников

Содержание