ТРЕТЬЯКОВ И ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ЕГО ГАЛЕРЕИ(продолжение)В начале февраля 1870г. художник Перов сообщил Третьякову, что имеется превосходный портрет А.И. Герцена, написанный Николаем Ге. Он очень советовал Третьякову приобрести портрет, который Ге писал для себя и очень им дорожил. Восемь лет длились переговоры между Ге и Третьяковым. Портрет был написан в 1867 г. во Флоренции. В это время Герцен жил за границей в политической эмиграции. К его голосу прислушивались все прогрессивно настроенные круги русского общества. Н. Ге мечтал написать портрет Герцена: "Александр Иванович, не для вас, не для себя, но для всех тех, кому вы дороги, как человек, как писатель, - дайте сеансы, я напишу ваш портрет". Герцен просто ответил: "Я готов. Когда прикажете...". Ге возвращался с семьей в конце 1869г. в Россию. Он вез свои работы, и среди дорогой его сердцу портрет Герцена, которому были закрыты границы России. Ге прибегнул к хитрости. Он на листе бумаги нарисовал портрет седобородого пророка Моисея и осторожно прикрепил к портрету Герцена, который и оказался таким образом на родине. Н. Ге посчитал возможным отдать его только в собрание Третьякова. Знаменитый русский драматург Александр Николаевич Островский и Третьяков родились и жили в Замоскворечье. Третьяков не пропускал ни одного спектакля Малого Театра, который воспитывал вкус и был школой для молодежи. Особым событием была постановка пьес Островского, отличавшихся тем, что они имели для огромного большинства публики воспитательное значение. Третьяков познакомился с Островским лично, желая непременно иметь в галерее его портрет. Он заказал портрет Островского художнику Перову, который написал портрет в несколько сеансов. Он с успехом был показан в Петербурге на первой передвижной выставке. В 1872г. Третьяков уговорил Ф.М. Достоевского позировать для написания его портрета Перовым. Трудно было постичь внутреннюю глубину образа писателя, подстеречь минуту, когда его лицо являло собой лик его творческого гения. Впоследствии Третьяков признавался, что в его жизни Достоевский имел очень важное значение, и говорил о нем: "Это помимо великого писателя был глубоко русский человек, пламенно чтивший свое отечество несмотря на все его язвы. Это был ... пророк, это был всему доброму учитель, это была наша общественная совесть". В конце августа 1873г. Лев Николаевич Толстой с семьей возвратился в Ясную Поляну. Когда Третьяков узнал, что Крамской живет поблизости от Толстого, то сразу подумал о возможности исполнить свою давнюю мечту - иметь в галерее портрет Толстого. Крамской отправился в Ясную Поляну. Знакомство его с Толстым состоялось, но он категорически отказался позировать. Тогда Крамской сказал: "Ваше сиятельство отказываете в сеансах. Я должен буду навсегда отказаться от надежды написать портрет. Но ведь портрет Ваш должен быть и будет в галерее!". "Как так?" - удивился Толстой. "Будет портрет и притом очень скверный. Разумеется, я его не напишу, и никто из моих современников, но лет через 30, 40, 50 он будет написан. И тогда ... тогда останется только пожалеть, что портрет не был сделан своевременно". Толстого сразил неожиданный оборот разговора. Довод показался вполне основательным и остроумным. "Вы уговорили меня, - произнес он наконец. - Но в таком случае напишите сразу два моих портрета. Один для Третьякова, другой для моих детей. Я выберу тот, что мне больше понравится". Отмечая достоинства портрета Толстого в мужицкой рубахе, Стасов писал: "Все те высокие и своеобразные элементы, которые образуют личность графа Толстого: оригинальность, глубина ума, феноменальная сила творческого дара, доброта, простота, непреклонность воли - все это с великим талантом нарисовано Крамским в лице графа Толстого". (окончание следует) Т.Зинченко |