дискуссионная трибунаЧЕМ СЛАВЕН ВУЗПрежде всего, он славен своей историей, своими традициями, профессионализмом кадров. Потому что высококвалифицированного специалиста и незаурядную личность может подготовить только учебное заведение, располагающее наставниками высочайшего педагогического мастерства, интеллекта и научного потенциала. Процесс становления профессиональных преподавателей, ученых, методистов очень длительный. Поэтому во все времена в солидных вузах относились очень бережно к знаниям, опыту и творческим возможностям специалистов. Этот общепризнанный факт до начала девяностых годов был закреплен законодательно. Труд преподавателей всех учебных заведений оплачивался с учетом стажа и квалификации. В настоящее время, когда опыт (стаж) и квалификация практически не учитываются, изменилось пенсионное законодательство для научно-педагогических работников, а также растет конкуренция со стороны негосударственных ВУЗов (в них выше оплата труда), следует подумать о том, как сохранить наиболее опытных преподавателей-профессионалов. В ВУЗах по-разному относятся к решению этой проблемы, но есть и общие подходы. Среди них: перевод отдельных доцентов на должности профессоров; дополнительная оплата подготовки и публикации методических пособий, учебников и монографий; существенное сокращение аудиторной нагрузки и замена ее работой с аспирантами, магистрантами, перспективными студентами, методической работой и др. Для каждого конкретного преподавателя, в котором заинтересован ВУЗ, может быть найдено свое решение, учитывающее его индивидуальные особенности как специалиста. Чтобы сохранить и приумножить накопленный Академией опыт учебно-воспитательной работы, необходимо создать школу педагогического мастерства. Здесь целесообразно организовать постоянно действующий семинар и проводить "образцовые" занятия (лекции, деловые игры, практические и лабораторные работы и др.). В такой школе лучшие преподаватели, ученые и методисты могут вести специальные курсы, что будет способствовать повышению педагогического мастерства всех преподавателей, росту общей культуры организации и проведения учебного процесса и совершенствованию воспитательной работы на принципиально новом уровне. Очень важным в воспитании чувства уважения и гордости к своей alma-mater является наше отношение к собственной истории, к тем людям, которые стояли у истоков создания академии, кафедр, постановки новых специальностей, курсов дисциплин и др. Хорошо, что у нас есть свой музей. Но он практически не пополняется новыми экспонатами. А как в настоящее время отражена история развития отдельных наших кафедр? Так, на кафедре ПТМ встречаешь доброжелательный взгляд с увеличенной фотографии ее основателя - профессора Петра Ивановича Коха. Но уж слишком скромная справка соседствует с фотографией. А ведь П.И.Кох - первый профессор института, ученый-энциклопедист, автор многих монографий и учебников. К тому же он талантливый преподаватель, умевший владеть вниманием любой аудитории - от абитуриентов до маститых ученых. Но одной из первых кафедр Академии - "Детали машин" - нет информации (за исключением фотографии на доске-стенде ветеранов) о ее основателе и многие годы - бессменном заведующем Всеволоде Леонидовиче Попове. Это был лучший лектор института, талантливый методист, великолепный собеседник и рассказчик, самозабвенный любитель природы, турист и фотоохотник. Одна из старейших специальных кафедр - МТО выглядит совершенно "безродной". На кафедре отсутствует информация даже о ее основателе и первом заведующем, ученом с мировым именем, профессоре Николае Михайловиче Золотухине. Здесь же работали выдающийся инженер, профессор Владимир Григорьевич Копорович, талантливый преподаватель, методист и ученый, доцент Никита Кондратьевич Голубятников. Такая картина характерна для всех наших кафедр. А ведь на кафедрах можно поместить фотографии с описанием вклада их основателей, ученых, лучших преподавателей, давших им жизнь, имя, создавших материальную и методическую базу специальностей и обеспечивших им престиж и популярность. Такие убедительные, ярко и красочно оформленные материалы на кафедрах, в закрепленных аудиториях будут создавать благоприятную обстановку для общения студента с преподавателем, основанного на взаимном уважении и доверии. Тогда отпадает необходимость во многих административных мерах дисциплинарного воздействия как на студентов, так и на преподавателей. Кроме того, по-видимому, следует в нашей газете публиковать цикл материалов о выдающихся педагогах, ученых, методистах и воспитателях, которые составляли славу и являются гордостью Академии. В.Скибин, доцент каф.ТиУП |