Гимн красоте и гармонии"Он схватил молнию и бросил ее целым потоком на свою картину"Так написал о Карле Павловиче Брюллове Н.В.Гоголь в своей статье посвященной картине "Последний день Помпеи". Сама фамилия художника, которого современники часто наделяли эпитетами "огненный", "пламенный", некоторым образом напоминала про огонь. Предки К.П.Брюллова были французами и носили фамилию Bruleleau (Брюлло). Ряд однокоренных ей слов французского языка переводятся как: гореть, жечь /bruler/, горение /brulement/ и т.п. Первым переехал в Россию прадед художника Георг Блрюлло, он стал лепщиком на императорском фарфоровом заводе в Ораниенбауме (г.Ломоносов) недалеко от Петербурга. Его внук Павел Иванович, отец Карла, имел звание "академика орнаментальной скульптуры по дереву и мастера резного, золотарного и лакировального дела", знал оружейное дело и, кроме того, был автором прекрасных живописных миниатюр. Все четыре сына Павла Ивановича Брюллова тоже посвятили себя искусству. Карл Брюллов был в семье третьим по возрасту. Он родился 23 декабря 1799 г. Способность к рисованию Карл проявил еще в детстве, и первым его наставником стал старший брат Федор. В октябре 1809 г. в журнале Совета Академии под номером 57 появилась запись "Карл Павлов Брюлло, сын академика". В дальнейшем в протоколах того же академического Совета будет сделано множество других записей о присуждении Карлу Брюллову различных медалей за высокое мастерство исполняемых им учебных работ. В сентябре 1821 г. К.Брюллов закончил Академию, годы его учения венчала большая золотая медаль и аттестат первой степени. Вместе с аттестатом К.Брюллову была пожалована шпага, которая приравнивала ее носителя к дворянскому сословию. По традиции, отличившимся выпускникам Академия художеств предоставляла возможность отправиться на несколько лет за границу, прежде всего в Италию, для изучения ее художественных сокровищ. В Италию отправился и Карл Брюллов, но не в качестве пенсионера Академии, а за счет Общества поощрения художеств, недавно созданного по инициативе нескольких дворян - меценатов. В августе 1822 г. Карл и его брат Александр начали свое путешествие в Рим. Как и для многих других его соотечественников, Италия была для Брюллова "землей обетованной", единственным местом, где он мог творить вольно и свободно. В Риме и других городах Западной Европы Брюллов провел более 10 лет. Все это время он постигал секреты мастерства величайших художников эпохи Возрождения и античности, исследовал творческие приемы Рембрандта, Ван Дейка, Веласкеса. В первые годы самостоятельного творчества Брюллов пробует создавать композиции в духе классицизма, но многочисленные эскизы на мифологические и библейские темы остаются лишь этапом процесса творческого поиска. Только в 1829 г. Брюллов находит свое истинное призвание - это портрет и жанровая живопись. Классицистские приемы постепенно вытесняются романтическими, а в своих лучших портретах Карл Брюллов вплотную приближается к порогу реализма. Художник работает в самой разнообразной технике - рисунок, акварель, масло. Писать портрет Брюллов соглашался лишь тогда, когда "модель" занимала его чем-либо как живописца, вызывала в нем душевную симпатию. Его герои покоряют то красотой, то напряженной интеллектуальной жизнью, но всегда при этом еще и полнотой жизненных сил, оптимизмом. Брюллову подвластны все виды портрета - интимного, парадного, портрета-картины. Самым известными стали его "Всадница" (1832 г.) и "Портрет графини Ю.П.Самойловой с воспитанницей Амацилией Пачини" (1832-1834). В годы учения в Академии высокой оценки удостаивались работы К.В.Брюллова в "историческом жанре". Поиск сюжетов для монументального полотна занимал воображение художника и во время пребывания его за границей. Посещение Помпей, города, разрушенного извержением вулкана Везувий в августе 79 г., н.э. позволило Брюллову определиться с сюжетом будущей картины. Эмоциональным толчком стала опера Пачини "Последний день Помпеи", гремевшая в то время на сцене Миланского театра Ла Скала. Около трех лет работал художник над этим грандиозным по замыслу произведением. Картина была завершена в начале 1833 г. В сложнейшей многофигурной композиции (в ней насчитывается 40 фигур, как и в "Афинской школе" Рафаэля) сочетаются академические традиции с достижениями романтической школы живописи. Каждая группа в картине - это своего рода "портрет" чувств. Суть человеческой души отражена в лицах изображенных людей. Впервые "Последний день Помпеи" увидели посетители Миланской выставки 1833 г. И без того уже достаточно известный Брюллов стал знаменитостью. В России художника и его творение также ждал восторженный прием. К.П.Брюллову было присвоено звание академика и предоставлена профессорская кафедра в Академии художеств. Последние три года жизни по причине обострения болезни Брюллов вынужден был провести за границей в Испании, затем в Италии. Они были удивительно плодотворными. Однако в июне 1852 г. жизнь художника оборвалась. Но остались его картины, дарящие ощущение красоты и гармонии. Е.Булдакова |